Сначала несколько слов относительно эйдетической (раньше ее называли фотографической) памяти, которые не поместились в первой части, а потом уж к моим фантазиям и спекуляциям. Большая часть информации взята из того самого киевского Психобара.
Люди, память которых способна работать в «компьютерном» стиле, сохраняя изображения предметов и сцен во всех деталях — называются эйдетиками. Те кто смотрел сериал «Теория Большого Взрыва» могут вспомнить (хоть и без деталей) Шелдона Купера и его способность точно вспоминать события, происходившие с ним давным-давно.
Такое устройство памяти в реальности встречаются нечасто. Говорят, есть методики, помогающие в какой-то мере развить этот навык, но ничего близкого к настоящим природным талантам — недостижимо. Люди в массе просто запоминают информацию по-другому.
Процесс вспоминания визуальной сцены у большинства из нас похож не на просмотр фото, а скорее 3D-моделирование сцены на компьютере. Мы «собираем» картинку из элементов, которые в ней участвовали (вроде бы) — расставляем мысленно предметы и персонажей, «натягиваем» текстуры на фон, и часто при этом — забываем огромные куски старой картинки, или наоборот, смешиваем несколько воспоминаний, создавая комбинацию, не существовавшую в реальности. И помним ее потом, черт побери.
Но самое чудовищное происходит если вспоминание происходит не в одиночку, а внутри группы, которая видела нечто вместе. Обсуждение и попытка «вспоминать вместе» позволяет каждому из свидетелей дофантазировать кучу деталей которых он не видел и вставить их в свою мысленную картинку. Кстати, именно поэтому любой стоящий следователь, имея нескольких свидетелей преступления — тут же пытается их развести, не дав им испортить воспоминания обсуждением деталей.
Вот отличный фрагмент, описывающий «эффект очевидца» из замечательного фильма «Я и другие».
Кстати, будет возможность — поглядите фильм целиком. Он, конечно, здорово устарел (полвека все-таки прошло), но по прежнему будит мысль.
На этом месте я опять, увы, вынужден прерваться. В следующий раз уже придется все-таки дописать до точки. Там и расскажу про полет фантазии.