Это так банально и много кем уже сказано, так что я ленюсь даже искать автора цитаты. Тем не менее, это не всегда понимается правильно.
Наш мозг не только расшифровывает информацию проходящую по зрительному нерву, превращая ее из странного набора расплывчатых цветовых пятен в визуальный образ, он еще и сразу начинает этот образ интерпретировать. Делать изображение — понятием.
И это процесс — вовсе не одномоментный. Нам может казаться что направив взгляд на человека — мы сразу его увидели. Нет.
В зависимости от того кто этот человек — знакомый или незнакомый, представляет ли он интерес в виде сексуального партнера или выглядит опасным — мы потратим разное количество времени на «одномоментный» взгляд на него.
И поэтому наше зрение — всегда эмоционально окрашено. Мы не можем «просто смотреть» на человека — мы неосознанно оцениваем его с точки зрения десятка различных параметров.
За ту секунду, которая нам нужна чтоб увидеть и осознать что мы видим — мы успеваем понять насколько человек высок, приятен ли он нам или неприятен, насколько он силен и быстр сравнительно с нами. Еще несколько секунд дадут нам возможность понять (с некоторой долей вероятности, понятное дело) — здоров ли он физически и духовно.
Это никакая не магия, разумеется, просто эволюционная биология. Тех кто так не умел — убили (и сьели) сотни тысяч лет назад.
Вся эта штука со зрением и распознаванием — совершенно небесплатная. Она впечатана в нашу природу таким образом что отказаться от нее можно только потратив отчаянные и опасные для нашей жизни усилия.
Не будем, впрочем, о грустном. Поговорим о веселом — вот эта тонко настроенная система распознавания образов позволяет существовать такой вещи как искусство. Без нее любая картина была бы для нас не кладезем вложенной (не всегда осознанно) туда художником информации, а просто куском холста, измазанной краской.
Обратите внимание, скажем, на те образы которые рисуют в комиксах (для простоты).
Персонажи, наделенные особыми силами — традиционно изображались как высокие, большие и мускулистые. Даже если их сила никак не зависела от этого размера. Обратите внимание на фигуру Магнито на картинке — изображение сразу, без всякого сознательного анализа — говорит нам что такой человек будет для нас большой опасностью.
Впрочем, супергерои тоже рисуются как чемпионы мира по бодибилдингу на пике формы, но хорошие художники начинают знакомство с ними с каких-то менее угрожающих ракурсов, без стремления сразу испугать читателя.
Еще один способ сразу показать читателю негативный и опасный образ — «зловещая долина», когда нечто похожее на привычный нам предмет или человека — за счет небольших отличий делается непривычным или опасным. Хорошо работает несимметричность частей лица или тела (Двуликий в комиксах DC), несоразмерность частей тела (Пингвин из DC, скажем). Ну и Лавкрафт по этому поводу хорошо прошелся, читайте, скажем «Морок над Инсмутом».
Это так, заметки непрофессионала, художники, работающие внутри комиксов и в кино- знают десятки способов, как с помощью поз и углов зрения создавать нужное настроение одной только картинкой.