Три моратория

А вы помните что Украина, как и Россия сегодня — когда-то вводила мораторий на применение смертной казни? Собственно, не когда-то, а в те же годы что это делала Россия, более того — по одной и той же причине.

Обе страны хотели вступить (и вступили) в Совет Европы, и поэтому подписывали шестой протокол, подразумевающий отказ от смертной казни в мирное время. Уголовный кодекс, что российский, что украинский — был в те годы с небольшими вычетами калькой советского, а там, разумеется, смертная казнь была.

Но вот произошла серьезнейшая развилка — Россия ввела мораторий, и он существует до сих пор, при этом раз в некоторое время возникает общественная дискуссия о том что хорошо бы этот мораторий снять.

В Украине же все было сложнее — после введения моратория в действие судебная власть, как часто у нас бывает (см. люстрация), посчитала что «процедура была нарушена» и продолжала приводить уже имеющиеся смертные приговоры в исполнение. Европейцы от этой многоходовочки несколько офигели и пригрозили выгнать Украину из Совета Европы.

Президенту Кучме пришлось надавить на Раду и суды — и в 1997-ом году мораторий наконец-то стал фактическим. А в 2001-ом, после нескольких решений высшей судебной власти, ратификации протоколов парламентов — был наконец изменен и уголовный кодекс. В новой его редакции не было понятия смертной казни.


Разговоры о возврате смертной казни время от времени происходят и у нас. После каких-нибудь жутких убийств или насилия, учиненного рецидивистами — выходит какой-нибудь депутат и предлагает.

Впрочем, в отличие от России, где это стандартный способ властей «потревожить» либералов, а потом выйти в белом — у нас эти разговоры затихают достаточно быстро.

Человека, призывающего к возвращению смертной казни у нас в стране — сразу спросят о судьбе дальнейших отношений с Евросоюзом (ассоциация и безвиз, для начала). Стране, в которой решили так явственно развернуться прочь от европейских стандартов — достаточно сложно будет сохранить тот же уровень отношений с ЕС, который есть сейчас.

Разумеется, есть люди которые скажут «да нафиг та Европа, у нас свой путь».

К счастью, у нас есть Россия под боком (вот уж не думал, что напишу такое). И пример России отлично демонстрирует, куда ведет этот самый свойпуть. 

Разумеется, Европа — не рай земной и не безусловный образец для подражания, но у нас немного не та ситуация когда есть широчайший выбор из возможностей и дорог. Не двигаемся в Европу — попадаем в российскую орбиту влияния, с ее замечательными нынешними смыслами, когда можно выбирать в плане развития межу Южной Осетией, Беларусью и ДНР.

P.S. По поводу третьего моратория, который на продажу сельхозземель. Поразительно что этот продукт компромисса в первом созыве Верховной Рады существует до сих пор. Это как если бы у нас в стране до сих пор были бы в пользовании проводные телефоны с роторным диском, а мобильные выдавались по спецразрешению правительства. Дикий и тупой анахронизм.