На что не смотреть? Часть первая, абстрактно-советская.

Homo sapiens — мастера адаптации. Мы приспосабливаемся и учимся жить в самых диких условиях, воспринимать как данность (когда привыкнем) нечеловеческое давление.

За это приходится платить. Каждая адаптация — это время и усилия, потраченные на создания новых нейронных цепочек в мозгу. И без серьезной необходимости мозг повторять эту работу не хочет. Отсюда все эти наши замечательные зоны комфорта посреди муравейников, созависимые семьи где пьют и бьют, и так далее. Адаптировавшись раз, мы пытаемся не делать это еще и еще.

А для защиты сформированного образа мира, отказа от его критики — мы постоянно закрываем глаза на то что противоречит этой картине. Мы отбрасываем неприятную и тяжелую информацию. Мы так устроены.


Я пару дней назад спросил в ФБ на что нужно было закрывать глаза, чтоб нормально жить в СССР.

Приводить все ответы не буду, тем более что я задавал вопрос без всяких уточнений, а в разные периоды СССР нужно было закрывать глаза  на разное. Но в целом как-то так:

  • Несвобода и информационная закрытость, и как следствие — всепроникающее вранье.
  • Репрессии и произвол, высокая толерантность к насилию.
  • Дефицит, скудость и бедность.

Да, понятно что этой информации вроде как и не должно было быть в общем обиходе, поскольку советская цензура бдела. Но то что прорывалось — отбрасывали уже сами граждане, уверяя себя что живут не просто «нормально», а в самой лучшей и передовой стране мира.


Но это все присказка для того чтоб задать себе (и вам) гораздо менее приятный вопрос — на что мы закрываем глаза сегодня?

Понятно что отвечая на вопрос сначала мы вспоминаем свое личное:  невыполненное обещание, чьи-то обманутые надежды, сделанную подлость.

А вот дальше будет идти уже некоторая статистика, общие представления о том, что не стоит замечать чтоб жить спокойно в этой стране и в это время.


Я когда начинал писать думал что вложусь в формат заметки, но нет. Внезапно все растянулось, и я решил разбить на несколько смысловых частей. Так что — продолжение следует.