Иногда вдруг обнаруживаешь в своем мировоззрении такие раритеты, что остается только хмыкнуть и развести руками.
Например, как оказалось, я до сих представляю себе прогресс в виде эдакой беломраморной лестницы в небо, по которой человечество степенно поднимается вверх. Такой взгляд был весьма типичен для советского образа мысли, который давно должен был уже у меня отвалиться.
Ан нет, в голове сидит вот это марксистско-ленинское представление о том что прогресс — что технический, что исторический, это строгая последовательность шагов вперед и вверх. И похоже именно поэтому меня бесит когда при мне кто-то ставит под сомнение наличие технического прогресса и его благотворность.
Именно внутренняя убежденность в том что прогресс — это всегда польза, толкает меня на споры со всякими антипривочниками, мальтузианцами, апологетами того что американцы фальсифицировали полет на Луну и прочими технофобами.
Собственно, с Луны и начнем.
Некоторое время назад мне на глаза попалась очень занятная статья (https://fonzeppelin.livejournal.com/103187.html), которая описывает почему именно невозможно «просто взять чертежи и восстановить производство лунной ракеты Сатурн-5».
Там описывается совершенно поразительный уровень сложностей, который бы возник при попытке строить ракету по чертежам полувековой давности. Инженеры 21-го века уже не работают с теми решениями и той элементной базой, на которой строилась та техника, а заводы по ее производству давно закрыты.
Для строительство ТОЙ ракеты — нужно будет выстроить рядом с заводами, производящими микросхемы — фабрики герконовых реле и цеха по плетению памяти из ферритовых колец. И так — во всех частях технологического процесса построения ракеты (а это гигантский обьем работ, в статье об этом подробнее). Такой подход, конечно, выглядит как полное безумие, никто этого делать не будет — проще разработать современную ракету на нынешней элементной базе и с нуля.
Таким образом получается что нет вечных цивилизационных достижений.
Технология — это всегда то что находится в живых проектах, производимых комплектующих, в головах работающих инженеров.
Но значит тот образ, который есть (был?) у меня в голове — стопроцентно ложный. Нет вечного здания прогресса, нет лестницы в небо. Вообще нет ничего вечного и мертвого — технологии и знания это живое.
Прогресс — это адаптация, изменение, выбор новых целей и движение к ним. И на пути этого движения мы вполне имеем право что-то забывать и отбрасывать. Достаточно сложные технологии массового коневодства, шорничества, строительства карет — в массе утрачены.
Если завтра внезапно их нужно будет возродить — то это будет весьма сложная задача.
И тем не менее — мы сможем (если нужно) это сделать. И пересесть на лошадей, и отправить ракету на Луну, и еще что-то из того что нам не доступно прямо сейчас. Человечество обладает гигантским творческим потенциалом. Доказанным потенциалом. Именно этот потенциал и есть умение двигаться вперед, то есть прогресс.