«Что в вирусе тебе моем?»

Звучит дико, но растущая эпидемия короновируса кроме негативных последствий (а они нешуточные — гибель людей, закрытие городов, замедление мировой экономики) несет в себе и положительные моменты.

  • Есть информация что терапия короновируса возможна с помощью лекарства от ВИЧ (ссылка). Это очень хорошая новость со многих точек зрения — во-первых, разумеется, важно иметь лекарство для тяжелобольных, во-вторых, если лекарство от ВИЧ станет массовым товаром (а так будет если терапия окажется эффективной) — цена на него закономерно упадет. Это очень хорошая новость для тех кто живет с этой болезнью.
  • Это может звучать жестоко, но с точки зрения эпидемиологии — происходящее является ценнейшим источником информации о распространении эпидемий, массовых фобиях, эффективности карантинных мероприятий и так далее. Это очень важно не для текущей ситуации, но для предупреждения  будущих пандемий.
  • Вообще, нынешнее внимание к опасности пандемии — это в значительной мере работа над ошибками прошлого. Например SARS и особенно MERS, который были много страшнее в плане смертности — удалось остановить малой кровью, и дальше человечество жило так как будто их и не было. Сейчас идет систематизация знаний по всему семейству короновирусов. Возможно это приведет к созданию универсальной вакцины (или терапии) против этого типа вирусов.

Теперь от медицины перескочим к экономике и политике.

  • Похоже что именно эпидемия в Китае станет спусковым крючком нового экономического кризиса, который все ждали и до того. Неясно было по какому сценарию он произойдет. Теперь ситуация яснее — похоже что в этот раз сдуваться будет пузырь ожиданий к всесилию и росту китайской экономики. Мы видим это уже сейчас — инвесторы стали выводить деньги из рискованного региона. Почему это может считаться позитивной новостью? В VUCA-мире, где мы все сейчас живем — повышение определенности, способность прогнозировать — ценнейший ресурс.
  • Кризис экономики Китая спровоцирует уменьшение цены на ресурсы (так уже было в предыдущем кризисе). В экономическом плане — это плохая новость для Украины, которая экспортирует сталь и другие ресурсные товары. Но зато упадет цена и на  нефть с газом, и это, возможно, заставит российское руководство больше уделять внимания внутренним проблемам, а не «украинскому направлению».