От чего мы уводим взгляд? Украина.

Все, дальше медлить уже нельзя, иначе поставленное себе задание окончательно забудется. Я обещал написать про то вещи, которые выпадают из общественного внимания и становятся поэтому табу. Про СССР писал, про Россию писал, а про Украину — все нет и нет.

Все что будет дальше — это мое мнение (в меру сил аргументированное). С интересом прочитаю ваши, без интереса пропущу пустые наезды.


От чего отворачиваются и что стало табу?

Последствия войны. При том что сама захваченная у Украины территория не очень велика, активных военных действий с передвижением линии фронта нет — война изменила жизни вовсе не только жителей Донецка-Луганска и Крыма. Количество беженцев, волонтеров, участников боевых действий, а также их прямых родственников, перемноженное на шесть лет дает такую величину, что по своему влиянию эта гибридненькая война вполне стала для Украины — глобальной.

И это только полдела. Старый образ страны (где «бедненько, но мирно», и граждан, которым лишь бы «садок вишневый коло хати», а «там, сверху — пусть хоть повыздыхают») сломался. И чем его заменить пока совершенно неясно — обсуждать ситуацию «что будет после войны» не получается. Мешает та самая война.

Россия. Тут ситуация сильно напоминает эффект «зловещей долины». Совсем широкой публике он не известен, хотя о нем хорошо знают и пользуются аниматоры и специалисты по спецэффектам (надо, кстати как-нибудь поговорить об этом отдельно). Но сейчас нам достаточно принять как наблюдаемый факт: нечто, сначала кажущееся нам понятным и знакомым, а затем проявляющее свое отличие от наших ожиданий — пугает и вызывает отвращение.

И украинцы и россияне до 2014 года были искренне уверены что прекрасно знают все о соседней стране, тем более что многие аспекты жизни в России и Украине были похожи. Агрессия против Украины сломала эту уверенность.

Все произошедшее — исключило Россию из предметов цивилизованного обсуждения. И по причине резкой и страшной эмоциональности, и по причине малопредсказуемости политики.

Кадры. Странный переход? От вопросов войны и мира — к такой прозе жизни как найм профессионалов.

Тем не менее, я считаю кадровую проблему одной из чудовищных по сложности и остроте. Мы, если вы не заметили — живем в уезжающей стране.  Как только человек чуть-чуть вырастает над общим уровнем, выучивает язык, получает профессиональную репутацию — он начинает готовиться к отьезду. Это рождает ситуацию постоянного вымывания хороших специалистов, отрицательной селекции.

И это очень, очень, очень влияет на жизнь в стране. Нынешняя ситуация в политике, когда хором и разом выбрали непрофессионалов — она как раз базируется на этом. На неумении отличить хорошую и дорогую работу от бессмысленной, но дешевой. И это очень мало обсуждается, потому что процесс этот, увы, самоподдерживающийся и ускоряющийся.


Я хотел написать еще много чего, но увы — нет сейчас энергии. А для того чтоб такое писать — ее нужно много.