Неподстриженные (карантин же) мысли

Я искренне завидую нынешним антропологам, социологам и прочим ученым-гуманитариям. Вся эта мрачная ситуация для них — золотое дно в плане собирания материала о массовом поведении в необычных обстоятельствах.

Даже мне очень занятно наблюдать как граждане (включая меня) прыгают по стадиям принятия неизбежного от «это просто грипп» через «китайцы жрут всякую гадость, от них все проблемы»,  протоптавшись по «мы уже переболели им в прошлом году» к чистой и дистиллированной депрессии.

Впрочем, здесь важны не только личные эволюции. Наиболее яростные споры возникают между сообществами, торчащими на разных фазах принятия. Еще недавно граждане на улицах неодобрительно косились на ходящих в маске («паникеры!»,  «дураки!»), а теперь ситуация перевернулась, и неодобрительные взгляды уже получают те кто ходит без маски.

Споры в сети тоже очень показательны — иногда и здесь конфликт разных фаз принятия, порой — вполне сущностный, хотя и слишком эмоциональный спор о качестве источников информации, восприятии политики государства и так далее.

Но очень часто это в чистом виде социальный конфликт, когда стороны в прямом смысле не понимают и не слушают друг-друга. Я как-то писал про два народа живущие у нас в стране, и про сложности которые испытывает любой кто пытается их совместить внутри одного процесса. Что-то мне подсказывает, что похожие фронтовые линии есть почти в каждом государстве (Израиль — светские и «датишные», США — городские и «реднеки» и т.п.). И ситуация глобального стресса — заостряет существующее непонимание, страх и агрессию, увы.


Я хочу сказать о том чувстве которое я поймал у себя недавно. Я стал вспоминать 2008-ой, почти столь же тревожный год. И мне пришло в голову что почти ничего из того, чего я тогда боялся — не осуществилось. Финансовый кризис навалился и схлынул, и в мире сменилось поразительно мало. Мир развалился на куски, а затем с удивительной точностью собрался в себя же.

Мне бы не хотелось чтоб так произошло и в этот раз. Нынешний уровень стресса, страха и потерь (которые еще предстоят и от того еще страшнее) слишком велик для того чтоб все просто вернулось на круги своя. Это было бы дико несправедливым и глупым развитием событий.

Если уж мы проходим через все это — пусть кризис сделает свою работу и разрубит несколько из тех гордиевых узлов, которые мы тут навязали за прошедшую сотню лет.