Литературный невроз

После хорошей книги мне в руки попала плохая.

Я Довлатова в свое время читал, и тогда вроде мне нравилась его зоркость, едкость и афористичный стиль. Но это «вроде» было не меньше 20 лет назад, так что сейчас я вообще уже не вспомню что я читал.

Я взялся за последнюю книгу Довлатова — «Филиал», написанную буквально за пару лет до его ранней смерти. И вначале она меня вполне устроила —  тот самый едкий журналистский стиль, стебание эмигрантской тусовки, узнаваемый автопортрет.

А вот дальше пошла лирическая часть — про главного героя и его первую любовь. Тоже очень биографическая, описывающая события студенческой молодости автора. И вот тут меня крепко заколдобило.

Дело в том что там описывается тот типаж женщины, который я для себя определяю как «женщина-катастрофа», а культурные люди называют femme fatale. Ну, знаете,  когда сплошные душевные терзания, ревность и поводы для ревности, неожиданные уходы и приходы, и так далее. Причем главный герой, то ли по молодости и эмоциональности, то ли по природной склонности — просто отлично аккомпанирует происходящему, превращая все происходящее в длящуюся пытку для себя  (и для нее).

Словом, если говорить современным языком — ностальгическая часть книги описывает полноценный такой невроз на фоне созависимости, и читать про эти страдания мне неинтересно. Второй момент — это все так слабо пришито к первой, сатирической части, что нитки торчат наружу.


Ну хорошо, не понравилось — зачем заметку про это писать-то?

Мне не понравилась книга, это правда, но я считаю очень правильной идеей «выписывать» невроз, выбрасывать его из внутреннего пространства наружу. Этот мотив мне симпатичен и понятен, я и сам, знаете ли…

Я кстати проверил, не показалось ли мне — и не придумал ли автор всю коллизию. Нет, не показалось, чистая автобиография, только в реальном мире первую жену Довлатова звали не Тася, а Ася. Она действительно была исключительно красивой женщиной (даже по старинным фото это понятно). Вполне верю что там действительно бушевали роковые страсти.