Предыдущее поколение

Я о многом не договорил со своими родителями — то вроде бы не было резона, а потом не хватило времени. Мне повезло — моя близкая родственница, по возрасту чуть младше родителей — обладает отличной памятью и охотно делится со мной сейчас историями о своей жизни.

И это очень поучительно — слушать о реалиях жизни поколения 65+.

Это ведь огромное поколение — советские бэби-бумеры, родившиеся сразу после чудовищной мясорубки войны. К этому поколению, кстати, принадлежат нынешние и бывшие авторитарные правители стран бывшего СССР. Янукович, Путин и Лукашенко — примерно одного, того самого, возраста.

Я понимаю что глупо строить глобальные выводы на личных воспоминаниях, но мне кажется я уловил некоторые вещи, которые во многом определяли жизнь того поколения. Особенно ту часть этой жизни которую я никак не мог видеть своими глазами — 60-е и 70-е годы.

  1. Скудость быта. Это было поколение, проведшее детство и юность в коммуналках, бараках и проходных комнатах. База для сравнения была очень низкой — военные годы, разруха, даже не бедность — нищета, голод и страх. Понятно что сами бумеры этого не видели, но родители и вся советская культура это им передали.
  2. Желание иметь. Именно скудость жизни, особенно в 50-е и 60-е сделала это поколение страшно «голодным», заставляя «крутиться», доставать и зарабатывать, обустраивать свое жилье. В сочетании с крошечными советскими изолированными квартирами и тотальным дефицитом всего — это превращало жилье в помесь вещевого склада и выставки товаров народного потребления.
  3. Конфликт с авторитарными родителями. Вроде бы в конфликте поколений нет ничего удивительного — разные ценности, разные начальные условия. Но в этом случае все было очень остро. Предыдущее, военное поколение — массово стало (не по своей воле) — носителями ценностей выживания. В сочетании с тем насколько это было авторитарное время, как ценилось умение навязывать свою волю — атмосферу в которой росли юные бумеры иначе как мрачной не назовешь.

На мой взгляд это было одно из самых исковерканных советской жизнью поколений. Им достались не только холодность родителей, безотцовщина, отсутствие уважения (да какого уважения, хотя бы понимания) к личным границам, но и крушение советского строя, выбросившее их в совершенно новую для них жизнь. И это были мои родители.