Компьютерная игра и тоталитарный урбанизм

Иногда игровой симулятор способен навести на вполне неигровые размышления. SimCity 3000 вышла больше 20 лет назад, и была в то время крайне популярным (а может вообще единственным) симулятором городского строительства.

И вот уже после заката ее популярности филиппинский студент-архитектор Винсент Оскала (Vincent Oscala, не уверен что это имя, а не псевдоним) решил «победить» в Симсити. То есть совсем победить — набрать максимальное количество очков. Расковыряв алгоритм подсчета очков он обнаружил что основную их массу дают за количество людей, одновременно проживающих в городе. Так родилась идея Магнасанти — сверхгорода с максимально возможной плотностью населения.

После нескольких лет расчетов и экспериментов ему удалось построить город, где проживали шесть миллионов «симсов» (это на порядок больше чем «положено»), и который максимизирует использование пространства игры.

Но какой ценой?

В получившимся городе нет автомобильных дорог. Вообще нет. Все его пространство застроено одинаковыми «микрорайонами», где жители живут и работают, почти не выезжая за их пределы. Так что жители передвигаются либо пешком, либо подземкой. Впрочем, как я уже сказал — ехать в этом городе некуда, все везде одинаковое. Парков, фонтанов, необычных строений — нет. Нет также и школ, больниц и пожарных станций.

Зато есть чрезвычайно мощная полиция, железной рукой искоренившая преступность и следящая за каждым шагом граждан. Симсы доживают лет до 50-ти и помирают от отсутствия медицинской помощи и загазованности атмосферы.

При этом город-государство вполне себе стабилен — население не бунтует (полиция бдит), не уезжает (некуда), исправно работает и проживает свою печальную жизни. Автор прогнал симуляцию на периоде 50 тысяч лет (!) — город продолжает существовать, не вымирает, все стабильненько.


Эта история осталась бы просто занятным курьезом про гика, потратившего несколько лет жизни на какую-то непонятную фигню, если бы не взрослые серьезные дяди в реальном мире не вытворяли похожие вещи с настоящими городами. Безликие советские микрорайоны помните? Американские и европейские «социальные проекты» в 50-ых и 60-ых, превратившиеся в гетто в 70-ых? Точечная застройка современных постсоветских городов — в ту же сторону.

Дело разумеется не только в узком понимании эффективности траты ресурсов, когда градоначальники экономят землю и финансы на строительство, превращая город в бетонные ряды одинаковых скворечников. Основной вопрос в отсутствии конкуренции, централизации и единообразии принимаемых решений. Это порождает именно такое вот представление об эффективности городской политики, где больше — значит лучше.

Подробнее об истории Магнасанти можно прочесть здесь (английский) и здесь (русский).