Каждый раз когда мне кажется что я более-менее представляю как жили в СССР (все-таки я его и сам чуток успел нюхнуть, и книги всякие читал) — оказывается что я вполне наивен относительно тех частей жизни, которые очевидны людям из предыдущего поколения.
Просто небольшой список из воспоминаний пожилой родственницы, родившейся в начале 50-ых.
Никакого полового воспитания во время взросления поколения советских бумеров. Сталинское викторианство вроде бы закончилось в середине 50-ых, но детей и подростков еще долго стеснялись учить этой стороне жизни. Подростки не могли купить дефицитные «изделия номер 2», а те что могли — часто не умели ими пользоваться. В результате — вал подростковых беременностей, чудовищное количество абортов.
Об этом очень мало говорили, этого стыдились, это скрывали. Мне, например, только сейчас стало известно о таком вот тайном эпизоде из жизни моей семьи. А огромному количеству людей это просто не рассказали. «Это происходило с другими»….
Добавим к этому абсолютно дикие представления о сексе, взаимоотношениях полов, табуированию и цензурированию всего что касалось половой сферы в СМИ. Советских граждан планомерно приучали к тому что секс — это грязно, тайно и запрещено.
Каждая советская женщина в фертильном возрасте аж до 80-ых годов проходила через бесконечный ряд абортов. Они в какой-то момент сделались настолько банальной процедурой что их порой их делали из совершенно диких на сегодняшний взгляд соображений. Ну там, если вдруг выпала срочная командировка или перенесли на более выгодное время отпуск.
И да, аборты эти делались в массе вообще без анестезии, даже местной. Обезболивание делалось либо элите, либо блатным. Опять же в 80-ые ситуация начала меняться, но до того в СССР считалось абсолютно нормальным рвать зубы без обезболивания, резать аппендицит под укол новокаином, ну и проводить гинекологические операции под девизом «терпите, дамочка».
Да, и еще немного о женском. Постоянный дефицит белья, одежды, обуви — заставлял женщин кроме второй, домашней рабочей смены (готовка-уборка-штопка), заступать на третью — пошив и перекройка себе и детям одежды. Поэтому, кстати, у женщин в СССР практически никогда не было времени на какие-то хобби — куда там, семью бы обиходить.
А пустые магазины, в которых нужно было удачно попасть и выстоять очередь когда что-то «выбросят», а готовка из того что сейчас смело пошло бы в мусорку (бомбажный майонез, серые осклизлые макароны…), изобретения рецептов, позволяющих максимизировать количество калорий.
Конечно, все это можно утопить в частностях, найти места где было не так (все-таки СССР был огромной страной, где Прибалтика, скажем, резко отличалась по уровню жизни от Туркмении), вспомнить родственников и знакомым которым удалось всего этого счастливо избежать, но…
Даже ненавистники СССР предпочитают вспоминать о каком-нибудь массовом терроре, Гулаге и прочих гекатомбах. Это выглядит настоящими трагедиями, вселяющими страх перед изуверством советского режима. А тут просто некоторая личная история, банальная к тому же. К чему тащить на свет этот быт, эту скучную историю ежедневного тяжелого бытия советского человека?
На мой взгляд обсуждение именно личных историй, собственных подробностей — позволяет как-то снизить тот уровень безумия, который наблюдается в современных политических срачах. Гулаг или успехи в космической гонке — для огромного количество людей это далекие абстракции. А вот то что майонез покупался и запасался для новогоднего стола, или то что удачные сапоги носили по десять лет — это гораздо понятнее и ближе.