От привычек сложно отказываться, но особенно от тех из них которые ранее воспринимались как полезные или хотя бы дающие ощущение правоты.
В 2014-ом в соцсетях открылись многочисленные порталы из ада, откуда полезли внезапные российские патриоты, желающие пояснить украинцам что у нас хунта, мы страна 404, мы все замерзнем зимой, что русский мир дойдет до Львова и так далее.
Тогда мне казалось что промолчать это значит признать правоту этих внезапных, а правота стоила ой как дорого. Русский мир, который удалось просунуть в Украину — это же не только оружие и боевики, это еще и стоящая за ними идеология. Поэтому я так много писал на политические темы, спорил, пытался показать что кроме «правды российского телевизора» есть и другая правда.
Сейчас я почти не спорю.
Частично причина конечно во мне, но кроме того — ситуация сущностно изменилась за эти шесть-семь лет. Исчез мотив спора. Исчезла аудитория спора. И что самое странное — исчезли аргументы спора.
С мотивом и аудиторией все более менее ясно. Российская пропаганда за это время выжгла интерес к теме и живые эмоции относительно нее в телезрителях. То что осталось — это бледная тень ура-патриотической истерики 2014-го, которой затыкают внимание публики к чему угодно — от падения доходов до повышения пенсионного возраста. Спорить с пожилыми биороботами или унылыми работниками ботоферм — просто бессмысленно.
А вот с аргументацией пожалуй интереснее всего.
Те слова и полемические приемы что были полезным в 2014-ом — за это время основательно протухли. Или превратились в мемы.
Скажем, вопрос «чей Крым» или «кто сбил малазийский боинг» был одним из самых простых и надежных способов «вскрыть» собеседника, понять кто перед тобой — фанатик, искренний дурак или наемный пропагандист.
Сейчас я вижу что «чей Крым» выродился в мем, которым троллят российских диссидентов. Больше он ни на что не годен — за это время острота вопроса ушла, элемент провокации выдохся. На мем нет смысла отвечать — он вещь в себе. Вопрос про Боинг уже достаточно близок к этой фазе.
Возможно, когда путинская Россия упадет на бок, порвется и из дырки полезет вата — ситуация поменяется за счет внезапного интереса к вроде бы уже закрытым вопросам, но это не точно.
Когда начинал это писать — настроение было совсем иным, так что мысль закономерно уехала в сторону. Я хотел сказать что раз в четыре-пять лет окружающая ситуация (не только в политике, кстати) так меняется что нужно переосмысливать свои привычки и цели. Иначе превратишься в кусок засохшей жвачки.