300% прибыли, Биг Фарма и другие мифы

Моя прошлая заметка была взвешена и найдена слишком уж оптимистичной. Мол — «что это у тебя за вера в светлое будущее от фармацевтических корпораций? Разве ты не в курсе что Большая Фарма это заместитель дьявола по работе с населением?».

Давайте так, сначала о самой постановке вопроса — я понимаю что любые фирмы создаются не для того чтоб сделать мне хорошо. Их задача — зарабатывание денег, и это как раз совершенно нормально и правильно.

Но дальше обычно следует цитата из Маркса про 300 процентов прибыли, за которые капитал, мол, согласен на любое преступление.  Это замечательное выражение, которое крайне превратно понимается. Во первых, разумеется, автор его не Карл Маркс — он цитирует Томаса Даннинга, британского профсоюзного деятеля и публициста первой половины 19 века.

Вот чуток сокращенная цитата:

«Капитал любит тишину и отсутствие рисков». Это верно, но лишь частично. Капитал также боится отсутствия прибыли. При наличии достаточной прибыли, капитал становится смелее. За гарантированные 10 процентов капитал будет согласен на любое применение, за верные 20 процентов он будет готов на авантюры, за 50 — свернет горы. При 100 процентах годовых ему уже плевать на законы, а за 300 процентов нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы для своего хозяина. Доказательством служит контрабанда и торговля рабами.»

Финал фразы, который обычно упускают, сосредотачиваясь на красивых словах про триста процентов — очень важен. Даннинг говорит здесь о связи между рисками и высокой прибылью, и обратите внимание что он приводит в качестве доказательства своего утверждения? Нечто сулящее огромный доход, но при этом — крайне рискованное, незаконное. То чем занимается совсем крошечная часть предпринимателей, готовая поставить на рулетку все.

То есть смысл фразы про 300 процентов прибыли вообще не про то что каждый капиталист готов за них сунуть голову в петлю. Он скорее описывает, как сейчас бы сказали — разные стратегии инвестирования. И что большинство разумных бизнесменов того времени предпочитали свои верные 10%-20% возможности поставить все на зиро и получить 300 процентов (или, что гораздо более вероятно — разом потерять все).


А теперь вернемся в современный мир. Все-таки процитированной фразе  две сотни лет, и с тех пор в мире мягко скажем кое-что поменялось. Глобализация, прозрачный мир, то-се.

Так вот, идея о том что после получения огромных денег за разработанную вакцину фарминдустрия начнет тайно выпускать вирусы, а затем с ними «бороться» — по-моему во много раз идеалистичнее моего оптимизма по поводу будущего прогресса медицины.

Для того чтоб допустить такое развитие событий — нужно иметь очень своеобразные представления о работе корпораций и окружающем мире. Не пытаясь переубедить просто задам наводящие вопросы:

  1. Насколько вероятной вы оцениваете сохранение тайны о том что компания Икс производит и выпускает смертельно опасные вирусы? С учетом того что существуют компании-конкуренты Игрек, Зет и так далее, а также всякие государственные и международные органы, контролирующие работу корпораций.
  2. Как вы себе представляете работу подразделения компании, ответственного за разработку вирусов? Сколько им платят за то чтоб они молчали (и сколько они получат если не смолчат)? Как происходит наем таких специалистов? Что должно быть написано у них в резюме? Как происходит увольнение недовольных?
  3. Что станет с компанией, когда информация о том что вот эта вот последняя пандемия  — их рук дело, станет публичной? Какие приговоры должно получить руководство компании? Рядовые работники — создатели вирусов? В какой стране они могут укрыться и сохранить свои деньги?

И прошу, не надо в качестве примера приводить работу военных специалистов по оружию массового поражения. Тут и мотивации другие, и секретность с легальностью обеспечивается всей госмашиной, если что.

То есть да, в разработку государством новых видов биологического оружия я вполне верю, но даже коррумпированная госмашина не станет отдавать эту музыку в частные руки. Риски умопомрачительно высоки.

P.S. И это все кстати при том что фарминдустрия — совсем не бубочки и кисечки. Например компания Purdue Pharma устроила в США то что сейчас называют «Опиодный кризис» — массовую наркотизацию населения болеутоляющими. За это сейчас на нее сыплются миллиардные иски и вероятно это еще далеко не конец.