Внезапно оказалось что в массовом восприятии никакого времени не существует, мир вечен и неизменен, но вечности еще и непостижимым образом сменяют друг-друга.
Ну вот скажем:
- В советском массовом восприятии американские чернокожие сталкивались с расизмом каждый день и страдали от него.
- Следующая вечность — постсоветские люди после того как узнали что пропаганда им безудержно врала. В эту вечность было принято считать что расизм был когда-то страшно давно, и современная жизнь белых и черных в США в целом не отличается.
- В эпоху Трампа/BLM постпостсоветские люди уверены что никакого расизма нет, а чернокожие бунтуют для того чтоб белых обидеть и ограбить.
Никакого шва или трещины между тремя вечностями не наблюдается. Просто в тот момент когда массовый человек поворачивается к какому-то явлению, он фиксирует происходящее и делает вывод что вот это нынешнее состояние — и есть норма. Чужие дети, которые не растут до момента, пока на них не смотришь.
И как-то уж совсем винить в таком взгляде на мир не получается. Мир все-таки бесконечно велик, а количество нашего времени на его познание и интерес к нему — значительно меньше. Именно это явление, кстати, и рождает феномен «внезапно разбуженных», о котором я писал совсем недавно.
Именно поэтому в массовом сознании с таким трудом укладывается осознание больших трендов, исподволь меняющих общество. Для множества людей арабы/турки/азиаты (не говоря уже об африканцах) все еще рожают по десять детей, китайцы работают за чашку риса в день, а в войнах с каждым годом гибнет все больше народу.
Конечно, само явление массового сознания в известной мере определяется попытками его сформировать государственной и корпоративной пропагандой, но от этого не легче. Мир дан нам в ощущениях, и плохо что этот мир в восприятии дикого количества людей — заморожен в точке «сегодня и всегда».