white and black ball on white metal frame

«Двигать ворота». Политические слова.

Moving the goalposts — идиома, конечно, не целиком политическая, но она так часто мелькает в политических дискуссиях, что я все-таки возьму на себя смелость ее включить в свою серию про политические слова.

«Двигать ворота» — это когда одна из сторон в споре изменяет свои требования к точности, глубине, широте охвата фактов и аргументов. Словом — меняет правила прямо в момент игры, на ходу. Уносит свои ворота с поля в ожидании пенальти.

Это одна из тех вещей которые гораздо легче пояснить на примерах. Ну вот скажем недавно, в одном из совершенно ненужных сетевых споров с российскими лоялистами я упомянул что Путину за 20 лет правления удалось превратить не очень качественную российскую демократию во вполне взрослую диктатуру.

И началось. Мне тут же начали объяснять что «нет, это не диктатура, вот у Пиночета была диктатура». «У большевиков была диктатура, а у Путина разве диктатура?»

Похвалюсь — в этот раз я не полез дальше в эту гримпенскую трясину, хотя раньше лазил неоднократно.

И работало это все так — ты указываешь на то динамику закручивания гаек, на запреты, новые законы, всех этих «иностранных агентов», а тебе — да нет, это все мелочи. «так не сажают же как при СССР,  вон вам Навальный, вон Медуза, вон Эхо Москвы».

Проходит время — и Навального сначала травят, потом сажают, у ФСБ обнаруживается самый натуральный «эскадрон смерти», оппозиционные сайты закрывают уже не поодиночке, а десятками за раз. И ты приходишь к тому же человеку и спрашиваешь — ну что, теперь ты видишь динамику?

«Нет, говорит, о чем ты? Где стадионы, на которых сгоняют и расстреливают врагов режима? Где запрет на выборы? Где «черные воронки»?

Классическое перетаскивание ворот подальше. И если продолжать не замечать эту манипуляцию аргументами, то вполне можно доехать и до «Мотыгами же не убивают? Чрезвычайные тройки заседают ведь и работают по закону. Где ж здесь диктатура?» и так далее.

Это метод спора, разумеется, чистое наперсточничество. Использование его сразу маркирует для меня человека не как собеседника, а как пропагандиста (платного или бескорыстного, это уже второй вопрос).