Конечно, не американцы придумали термин для описания сплочения граждан во время войн и национальных катастроф. Но их вариант («rally ’round the flag») такой яркий и емкий, что его теперь даже применяют в виде прямого заимствования — «ралли вокруг флага».
Идея о том что в моменты общей опасности люди склонны объединяться вокруг символов и институтов государства — очень старая. «Маленькая победоносная война», которую планировало царская власть в начале века для отвлечения населения от внутриполитической ситуации в стране. Война эта не стала ни маленькой, ни победоносной, но сама концепция была один в один про собирание патриотов вокруг флага.
Вообще попытки выжать патриотизм на максимум в последние годы царской России предпринимались неоднократно — создание движения черносотенцев в качестве ответа на революционное движение, попытка воспользоваться ксенофобией ради сплочения религиозного большинства — дело Бейлиса.
В те же игры, только в гораздо более крупных масштабах играла гитлеровская Германия. И милитаризм и ксенофобский проект здесь получились не в пример удачнее, правда, чем кончилось вы в курсе.
Впрочем, далеко не всегда причины для патриотического сплочения создаются искусственно. В истории достаточно примеров сплочения на основе реальных вызовов, войн и катастроф.
Рейтинг Зеленского сейчас, во время войны — свыше 90% (при том что всего месяц назад он был в три раза ниже. Это вполне нормальная ситуация для президента воюющей страны, который не сбежал и правильно выполняет свою работу.
С другой стороны — вырос и рейтинг Путина. Я не уверен что война была затеяна именно для этого, и этот рост гораздо интереснее для изучения, особенно если смотреть не просто на рейтинги диктатора, а на одобрение войны россиянами, которое, в зависимости от накрученности соцопроса, показывает от 60% до 90%.
Этими цифрами cейчас активно трясут как российские лоялисты (доказывая что ein volk ein reich ein führer), так и противники всего российского, демонстрируя что Россия — это ад и зомби.
На мой взгляд они, эти цифры, вообще не про это. Они скорее доказывают вот что:
- Закрытое информационное поле, где альтернативное мнение вычищено под корень. Это сто раз уже сказано, но что делать если это чистая правда. Они там искренне верят в зверства нацистов и в то что Мариуполь бомбит ВСУ.
- Страх. Люди боятся масштабных изменений (и уж тем более войны) и стараются найти уверенность в присоединении к сильному. Государство, власть — все это кажется надежной стеной, за которой можно спрятаться от опасностей.
- Спираль молчания, разумеется. Я про это говорил в своем предыдущем тексте — https://eugeneronin.com/2022/01/29/spiral-molchanija-neudachnyj-termin-politicheskie-slova/
Это все, разумеется — не оправдание. Российский обыватель так долго соглашался с людоедством власти, что его крайне сложно самого считать травоядным. Особенно сейчас, когда он же, одетый в форму — стреляет из «Смерча» по спальным районам Харькова, Киева и Мариуполя.
Патриотическое единение не вечно. Это во многом эмоциональное состояние, и когда первичные эмоции уходят, начинается размывание временной солидарности. В редких случаях оно продляется в течении года, но чаще еще короче.