woman in black and red wetsuit holding a white surfboard

Долгая сказка

Есть в собрании сказок братьев Гримм замечательная история — «Мудрая крестьянская дочь».

Она не так знаменита как «Волк и семеро козлят», «Рапунцель» или «Красная шапочка», но тоже безусловная классика летучих сюжетов. Во всяком случае ее вариации встречаются в чешском, арабском, скандинавском, еврейском и, конечно, украинском фольклоре.

Не буду пересказывать всю сказку (прочтите ее сами, она действительно стоящая), но один из ее моментов меня в детстве всегда очень радовал — король дает девушке «невозможное» задание — прийти к нему не голой, но и не одетой, не верхом, не на повозке, но и не пешком (в скандинавском варианте — не по морю и не по суше).

Девушка раздевается, закутывается в рыболовную сеть, привязывает ее к ослу, и едет в таком виде к королю (у скандинавов она шла по полосе прибоя, с веслом в руках).

В общем безымянная крестьянская дочь — женская вариация великих трикстеров вроде Локи или Ходжи Насреддина. На протяжении всей сказка она сама выпутывается и помогает выходить из сложных ситуаций другим. Ее суперсила — острый ум в сочетании с готовностью импровизировать и приспосабливаться.

И вот тут мы временно закрываем книгу сказок и переходим к суровой правде жизни.

Несколько лет назад я понял очень важную для меня вещь — любые навыки и технологии, которыми обладает общество, без активного использования очень быстро «протухают». После нескольких десятков лет (а часто и быстрее) «отложенное в сторону» — превращается в мертвую теорию.

Это для меня важная тема и я пару раз уже писал об этом — про эпическую историю о Книге Судного Дня [1] и о возможности сейчас построить лунную ракету по чертежам полувековой давности [2].

В этом процессе нет никакой мистики — технологии это ведь не просто последовательность действий из книги, это в первую очередь профессионалы с живым опытом, но кроме того — материалы, инструменты, опыт ошибок, и даже техника, черт ее подери, безопасности.

Вот развязала российская хунта войну против Украины. И мы все видим какие усилия европейские страны прилагают чтоб не спровоцировать путинский режим на войну уже в пространстве Европа/НАТО.

Они не хотят для себя войны не только из-за боязни российских ядерных ракет, важнее то что для них умение воевать —  ушло из разряда живых навыков. Будем честны с собой — они верили что больше НИКОГДА не придется воевать в большой войне. Поэтому крошечные армии, ничтожное количество доступной военной техники. В крайнем случае есть ядерный зонтик НАТО.

Развивается именно то практикуется. Военные навыки последние четверть века Европе удавалось не тренировать (были исключения вроде участия в замирении Балкан и войне в Ираке, но они ситуацию не поменяли).

Европа занималась другими вещами — торговала, кооперировалась, старалась найти консенсус по множеству конфликтных вопросов. И в этом они действительно преуспели. Мы как-то забываем что Европейский Союз это огромное и очень молодое государственное образование. Современная Украина, собственно говоря — старше, хоть и совсем чуть-чуть.

И вот тут совсем серьезно.

Испытание, доставшееся нашему поколению — оно совсем не только о навыках войны. Да, ВСУ совершают ежедневное смертельное чудо, удерживая российскую военную махину и нанося ей вред, об этом нельзя забывать. И ВСУ в силах это делать потому что в течении последних восьми лет — эти навыки тренировала.

В то же время большая часть государственного аппарата такого тренинга не получила. То есть кое-что безусловно делалось, но далеко не так, чтоб навыки управления и реформирования тренировались и росли день ото дня. И у этого есть причина — Украина ведь получила хоть и косую и кривую, но как-то работающую систему госуправления от СССР. И множество попыток реформ увязли как раз в ее наличии. Зачем упираться и что-то делать, если оно есть готовое и даже кое-как работающее.

И вот сейчас мы все внезапно оказались в ситуации когда государственная система вынуждена адаптироваться к стрессу, изменяться, делать и самое главное — исправлять ошибки. Вывозить ситуацию на основе замшелого советского статус-кво перестало быть не то что прилично, а просто физически возможно (напомню что законодательство только сейчас дочищают от упоминаний коммунистической партии и советского союза).

И это придает вероятность успеха реформам, которые должны были по совести сделаны когда мне было 16 лет, а не как сейчас. Три фактора, которые сейчас дают им шанс:

  1. Увеличение гражданского давления и ожиданий от государства
  2. Необходимость исполнения требований к кандидатам в ЕС
  3. Послевоенное изменение политического ландшафта страны

Это, опять же, никакая не гарантия — но это серьезный шанс.

Вспомните сказку о дочери крестьянина. «От природы», согласно феодальному пониманию жизни ей было положено смотреть в землю в присутствии короля, да что короля — в присутствии старшего мужчины. Но она делала по иному, и используя свои навыки и выпадающие шансы — совершенно изменила свое положение. И даже тогда когда все казалось против нее (помните финал истории с разрешением забирать из дворца самое дорогое?), она ухитрилась повернуть ситуацию в свою пользу.

Я надеюсь что сможем и мы.

  1. Трагикомедия судного дня — https://eugeneronin.com/2016/11/04/tragikomedija-sudnogo-dnja/
  2. на Луну сегодня — https://eugeneronin.com/2019/12/26/p-p-p-progress/