mans face carved on round mirror

Некровавый навет

С удивлением узнал что современная российская пропаганда применяет тот же самый прием, который придумали чуть ли не полвека назад в связи с эмиграцией евреев. Там была сложная история — сначала советских евреев вообще не хотели выпускать, придумывая фантастические причины вроде того что они сначала должны выплатить полную стоимость обучения в ВУЗах (и назначая фантастические цены), потом, под влиянием американских санкций и международного давления, кое-как разрешили.

Видимо тогда и возник вопрос — как это все представить населению. И тогдашние силовики и пропагандисты выдали такую вот методичку: «Евреи — хитрые и ленивые люди. Вместо того чтоб работать сталеваром или шахтером, они устраиваются работать на теплые местечки и к тому же проталкивают туда своих».  Так что уезжают не какие-то нужные стране граждане, а фактически сидящие на шее трудового народа бездельники.

Легко видеть что это практически точная калька материалов Фолкишер Беобахтер, наложенная на реалии советского союза 70-ых годов того века. Там ведь тоже рассказывали о том что евреи захватили в Германии все оплачиваемые работы, оставляя немецкого рабочего без гроша.

И проверенный временем рецепт сработал — советский антисемитизм 70-80-ых годов перестал быть просто природной ксенофобией. Подогреваемый государством он превратился в системное явление — «пятая графа»  останавливала карьеру во многих сферах советской жизни. В известной степени это ограничение снималось с тех, кто вступил в компартию и правильно выполнял все ритуалы, но малейшее подозрение в нелояльности перечеркивало все перспективы.

А надо сказать что на все вышесказанное накладывалось еще и довольно фантастические советские представления о том что является «теплым местом». Далеко не каждый труд был в советском союзе почетен.

Например, евреев обожали обвинять в том что среди них было много музыкантов, инженеров, врачей, ученых. Это все тогда считалось слишком «легким» и «чистым» заработком, который официально считался гораздо менее почетным чем тяжелый физический труд на заводе.

Позиции евреев также были довольно сильны в сфере обслуживания — магазинах, швейных салонах, стоматкабинетах, ювелирных мастерских. А вот это уже воспринималось государством не просто как «легкий» заработок. Это то что составляло тогдашнюю параллельную официальной систему обмена услугами — блат, и  занятия эти были, как бы так помягче — презренны.

Большая часть советских сатирических фильмов бичевала именно людей этих профессий, они обладали чрезвычайно низкими официальными зарплатами, при этом их неофициальный доход  полученный через блат мог на порядок превышать зарплату. Разумеется, евреев среди них было вовсе не подавляющее большинство, но советская власть умело разыгрывала еще и карту социальной, а не только национальной розни, выставляя советских евреев — богачами в очень скудном советском обществе.

Закончилось все тем чем закончилось — все эти игры привели к тому что множество евреев которые не собирались никуда уезжать, все же уехали, выдавленные из страны с помощью ксенофобии и недоверия.


А теперь опять к дню сегодняшнему.

Cтолкнувшись с массовой эмиграцией современное российское руководство не нашло ничего умнее как вытащить из заплесневевшего советского ящика ту же самую пластинку. Уезжают, мол, сплошные бездельники, паразиты, никому не нужные интеллигентишки.

С другой стороны теперешний российский режим все больше перерождается, теряя привычные черты авторитарного, но открытого на выезд государства. И старая пластинка может стать на старый проигрыватель не только в плане использования советских методичек.