Завершение Второй Мировой имело в СССР такой же эффект что и в США — резко повысилась рождаемость, те кому повезло вернуться живым — заводили детей, женились, пытались наладить новую жизнь. Так появилось большое послевоенное поколение, которое можно было бы называть советскими бэби-бумерами, по аналогии с американским.
Однако стало ли поколение советских бумеров столь же важным в истории 20-го века, как западные, о которых я говорил в предыдущей части?
Сначала нет, но — потом да, парадоксальным образом оно стало важнейшим после исчезновения советской системы, в начале нового века.
В отличие от западных стран с их демократией и рыночной экономикой у советских людей не было ни прямого политического, ни экономического влияния. То есть да, советские бумеры тоже были *большим поколением*, но на партийное руководство, управлявшее страной и экономикой — они повлиять не могли никак.
Политикой заправляла закрытая и самоподдерживающаяся структура, состоящая из выживших во внутрипартийной борьбе немолодых аппаратчиков. У советских бумеров туда, на вершину коммунистической партии просто не хватило времени попасть — советская власть кончилась до того.
В результате важным советским поколением стали никак не бумеры, а их отцы и старшие братья — «шестидесятники». Это были люди из поколения, встретившего войну совсем молодыми, а к хрущевской оттепели, когда власть несколько открутила гайки — созревшие и потребовавшие изменений. По аналогии с ними, вошедшими в активную жизнь в 60-ых, советских бумеров назывались «семидесятниками».
Собственно, последние советские партократы, участвовавшие в демонтаже СССР — были именно шестидесятники. Горбачов, Ельцин, Кравчук — все родились в 30-ых годах.
Бумеры же вошли в самостоятельную жизнь (условно говоря года с 1970-го) именно тогда когда окно «оттепельных» изменений уже закрылось, десталинизация — закончилась. Социальные лифты которые внештатно работали — были отключены.
Это было самое советское из всех советских поколений. Они не видели, не помнили и не знали ничего кроме советской жизни. Большая война и смерть Сталина, которые были, как не крути — разрывами советской непрерывности — происходили либо до их рождения, либо они застали это совсем уж детьми.
И при этом они стали носителями совсем «несоветских» ценностей. Для этого поколения очень важна была личная безопасность и материальный достаток (ну, пара первых этажей пирамиды Маслоу). Это не случайно, я писал об этом в своем предыдущем погружении в тему того поколения. [1]
Ну и конечно у них очень плохо получалось быть «хорошими коммунистами», их личные убеждения не сопрягались с «коллективизмом», «верой в светлое будущее» и «отрицанием буржуазной морали».
Я не знаю насколько это совпадение, но то что советская экономика начала закатываться именно в момент активного выхода этого поколения на рынок труда и потребления, но это факт.
Это может быть последствием того что советская ригидная экономика была плохо приспособлена к изменениями и реагировала на них спустя такое время что это уже теряло смысл (помните, как у домов на 200 квартир полагалось парковочное место на пять машин?).
Но это может быть обусловлено и тем что советские бумеры имели совершенно другую этику труда и потребления. Они не были готовы к тому что их родители воспринимали как советскую данность.
А вот тут я вынужден прерваться для внезапного дисклеймера, потому что у вас, читающих, скорее всего уже накипело от моих обобщений.
Да, я понимаю что то поколение — это огромная масса совсем разных людей, живших в абсолютно разных условиях и имевших каждый свои собственные убеждения. Городские и сельские жители, живущие от Эстонии до Узбекистана — отличались буквально всем. Какой же может быть разговор о каком-то общем характере поколения?
Я говорю, разумеется, не об убеждениях конкретного бумера. Они могут быть совершенно любые. Но, если взять обобщенного представителя того поколения — то окажется что для него вопросы материального благополучия и успеха будут выражены сильнее, чем у его таких же обобщенных родителей.
Второй момент — если я говорю о том поколении что-то неприятное, то это не значит что я их в чем-то обвиняю. Они не выбирали место и времени для того чтоб родиться и расти. А советская система была таким местом где вообще выбора было не особенно много. Да собственно мои родители были совершенно типичными бэби-бумерами самой первой послевоенной волны, и я люблю и жалею их, а не обвиняю в чем-то.
Окончание следует…
- Моё предыдущее поколение — https://eugeneronin.com/2020/07/20/predydushhee-pokolenie/