Расхламление. 1995-ый.

Сейчас уже сложно представить какой уровень наивности демонстрировали советские люди в отношении не то что заграничной — а своей собственной жизни и страны.

Причина вполне понятна — внутри СССР не было частных средств распространения информации, превосходивших уровень разговоров на кухне или самиздата. Все остальное, включая радиостанцию «Свободная Европа» находилось минимум в тысяче километров от территории СССР.

Фактически, советское общество было совершенно сознательно было остановлено в развитии, отрезано от возможности накапливать социальный опыт без санкции и одобрения партийного руководства. Отсюда дичайшая наивность.

Пример:

Пару лет назад я очень удивлялся, читая историю про еврейского юношу, который приехал в москву откуда-то из Сибири поступать в престижный столичный ВУЗ. Дело происходило где-то еще в начале 80-ых, в тот момент когда государственный антисемитизм был на пике (см. картинку в заголовке, она как раз 1981-го года выпуска)

Советская власть считала людей с еврейской кровью потенциальными предателями, готовыми уехать из страны, поэтому ограничивала прием на учебу и работу людей с неверной «пятой графой» в паспорте.

И мое удивление было связано не с фактом его приезда в москву, и не с тем что он попал в руки «завальной команды» — специально проинструктированных экзаменаторов, не дававших сдать экзамен с отличной оценкой.

Меня поразило что он ничего не знал о том что евреям в тот ВУЗ в том году поступить можно только чудом. В моей семье в те годы это было известно и мне казалось что об этом все знают (хоть и не говорят публично).

Так вот нет. Из-за того что эта информация официально не существовала и даже наоборот — была насквозь лживой и антисоветской, все на что в распространении можно было полагаться — устная передача или прослушивание «вражеских голосов». Видимо информация не дошла до семьи того молодого еврея или он в нее не поверил. В информационно-закрытых системах такое должно происходить сплошь и рядом.

И еще пара слов о национальном вопросе в СССР.

Это я узнал совсем недавно (хотя уверен что для людей живущих здесь, в Прикарпатье, это абсолютно общеизвестно, а я ничего об этом не знал по той же причине что юный еврей не слышал о «завальных командах»).

Люди, живущие или происходившие с запада Украины, особенно с той части которую СССР захватил в во время Второй Мировой — даже в 80-ые годы, когда казалось бы сопротивление было давно подавлено — все равно имели скрытое поражение в правах (и снова смотрим картинку).

В отличие от евреев, которых пытались вытеснить из науки и образования — жителям запада Украины не давали подниматься выше определенного уровня на производстве или в партийной иерархии. Вернее так, давали — но для этого нужно было уехать из своих родных мест. Здесь же начальник всегда был «парашютистом» — иногда из других регионов УССР, а иногда и из российских.

Как вы понимаете — местным это все не очень нравилось.

Почему я поставил в заголовке 1995-ый год? Потому что наверное примерно в то время стало окончательно ясно что советские представления об себе и окружающем мире окончательно становятся бесполезны и нужно что-то новое.