Рефлексия и немножко нервно

Лет 15 тому, в период еще первого Майдана — у меня были совсем иные политические пристрастия и убеждения. Я тогда очень активно общался с либертарианцами и сам себя числил одним из. В моем Живом Журнале (а тогда это был, вы не поверите, остропопулярный сервис) я задружился с множеством русскоязычных американцев правых убеждений. Я с интересом тогда слушал Латынину и ввязывался во множество споров с левыми разных деноминаций.

Прошли годы, ЖЖ уже сильно не тот, но я сейчас не об этом. Изменился я, и мои политические воззрения усложнились, что ли.

Ленту старого журнала, где я все еще подписан на русскоязычных правых американцев — открываю с опаской. У них там любовь к Трампу (если не к Путину), а также борьба не на жизнь с либеральными СМИ. Латынина дистиллировала внутреннюю свободу до такой осознанной необходимости, что слушать ее сейчас мягко скажем — неприятно. Все эти придыхания по «старой доброй Европе, мочившей всяких чурок» вызывают оторопь.

При этом левым я тоже не стал — в нашей стране это для человека хоть чуть-чуть рефлексирующего сложновато. Уж очень много нужно выбросить из внимания, и из настоящего и из прошлого нашей страны.

С другой стороны мне сейчас кажется что и идея «малого государства» тоже не панацея. Она работает для решения проблем в треугольнике налоги-избиратели-государство, совершенно выбрасывая из внимания круг проблем, требующих обязательного общего участия. Войны и расходы на армию, сверхдорогие инфраструктурные проекты вроде дамб, обязательная вакцинация — все это слабо вкладывается в идею малого государства.

Если вы по английски понимаете, поглядите вот эту передачу Джона Оливера, про дамбы и вообще инфраструктуру.

В богатой и ощутимо более «правой» чем мы Америке тоже есть проблема инфраструктуры. Для вложений в нее нужны достаточно большие деньги, которые нужно вытащить из кармана налогоплательщика, который этому не рад. А американские политики предпочитают «продавать» избирателю гораздо более красивые и интересные инициативы, чем скучные расходы на поддержание мостов и дамб в рабочем состоянии. В результате расходы на инфраструктуру — падают (с учетом инфляции).

Я не совсем понимаю, чем будет отличаться ситуация в «малом государстве». Ну ок, налоговая нагрузка будет меньше, но что заставит людей ее повышать чтоб платить за ремонт «почти совсем новой» плотины?

«Трагедия пастбищ» и восприятие будущего себя как другого, чужого и далекого человека — никуда не девается и в «малом государстве».