Я заметил это еще в 2011-ом: общественные движения Украины и России находятся в противофазе. Если кто не помнит, то белоленточный/болотный протест в России происходил когда у нас был в самом зените Янукович, он тогда казался тогда почти также несдвижим, как нынешний Путин в России.
Прошла пара-тройка лет, у нас грянул Майдан. А российское общественное мнение было наоборот, в глубокой реакции по поводу Болотного дела и разочарования в попытках что-то сделать с режимом, который вновь победил. А уж после крымнаша реакционное мироощущение еще и трансформировалось в такой лютый ура-патриотизм что говорить об оппозиционных настроениях в обществе вообще стало смешно и страшно.
Прошло еще три года, и в России, похоже, вновь маятник поехал в сторону протеста (да, пока совершенно еще детского, во всех смыслах этого слова), но что из этого получится — пока никому не ясно. Но Украина-то вновь находится в противофазе к этому движению (хотя и по совершенно уже новым причинам).
И поэтому никакого восприятия протеста и массового сочувствия его целям от украинцев не исходит (дай бог если реакция хотя бы спокойно-нейтральная).
Причин масса — от чисто психологических, связанных с огромной накопленной усталостью от всего что исходит из России, и кончая тем что за это время общественная повестка Украины изменилась очень значительно. При том что сложностей у нас, в том числе коррупционных — хоть залейся, общество их идентифицирует не как проблему с “преступной властью”. Россия в этом плане пока движется совершенно в ином направлении, возможно из-за того что режим выстроен вокруг представлений о мире и общественной пользе самодержавного субьекта.
Я совершенно не готов как-то прогнозировать ситуацию в соседней стране, но мне очевидно что чем дальше, тем вообще такой взаимный анализ становится все более бесполезен. Несмотря на общий язык и историю, две соседние страны все дальше друг от друга, представление о том что и как там внутри происходит — перестает быть очевидным, требует серьезного погружения в ЧУЖИЕ проблемы.