Крайние выборы

В медиасфере стал нормой истеричный и агрессивный тон обсуждения будущих выборов. Опять все ищут врагов, вместо того чтоб искать союзников.

К нынешнему виртуальному страху «выбрать не того» наша медийная сфера щедро подмешивает страхи реальные — возобновления «горячей» войны, ухудшения экономического положения в стране, утраты международных союзников. Из-за этого у кучи народа есть подсознательная уверенность — эти выборы последние. Вот именно в том смысле, который заставляет суеверных людей заменять его на слово «крайний».  Выберем в этом году президента и парламент — и все, вопрос закрыт.

А это, кстати, вреднейшая иллюзия. Из очевидного:

  1. И так небольшой горизонт планирования обывателя утрамбовывается до нескольких предвыборных месяцев, а там хоть трава не расти (см. феномен Зеленского).
  2. Вождизм. У нас по прежнему политическая партия создается под политика, и чаще всего прямо перед выборами. А с ощущением последних выборов своему политику начинают петь уже такие дифирамбы, что стыдно слушать.
  3. Рост взаимной агрессии и бесстыдного вранья. Если выборы последние — то и церемониться нет смысла.

Я понимаю что это банальщина — но давайте все-таки мыслить хотя бы с горизонтом планирования в год.

Ну вот представим что победил Зеленский. В начале у него крайне высокий рейтинг и полное отсуствие антирейтинга. А через год? Сколько из его почитателей разочаруются в его чарах?

Только не надо мне говорить что все, будет уже поздно. Эта страна пережила Януковича, военное нападение и срочное построение армии, чудовищный вал российской пропаганды.

Она, уверен, способна выдержать любого из нынешних кандидатов, включая самых маргинальных. А вот кандидаты как раз могут страну и не выдержать (вспомним Януковича еще раз).

Да, конечно не хочется еще раз проходить по тем же самым граблям, и возвращения старых страхов тоже не хочется — но этого тоже не будет. Сейчас, знаете ли, не 2014-ый. Мы узнали очень многое о себе и о соседях за это время.

За этими выборами будут еще и еще. И очень важно чтоб мы подходили к ним не с ситуацией когда чуть что не так — все разваливается и пропадает.