Честно — не думал что буду еще писать заметки в этой серии. Но вот приплыл к моим воротам роскошный термин, который еще недостаточно распространенный чтоб стать общепринятым, но тем не менее — регулярно всплывающий в разговорах. Так что попробую его с примерами пояснить себе (и вам)
Постправда
Термин этот очень тесно связан с деятельностью Дональда Трампа, а также с кампанией агитации за Брексит (поэтому не так чтоб очень известен у нас).
Постправдой принято называть уход от фактов к эмоциональной риторике. Скажем, Трамп заявил о том что церемония его инаугурации стала самой посещаемой среди других подобных церемоний в американской истории. Это была фактическая неправда, но это было повторено не раз и не два, и на претензии журналистов пресс-служба и симпатики Трампа отвечали что президент просто верит в это. А значит — он не обманывает своих слушателей, поэтому никаких претензий к вранью быть не может.
Это может показаться просто забавным защитным ходом пиарщиков, выгораживающих шефа, но нет. Явление гораздо больше одной только защиты очевидного вранья.
Пользуясь тем что массовое сознание содержит дичайшее количество мифов и фобий, политики отбрасывают реальные повестки, и берут на свой флаг то что легче продать невзыскательному избирателю.
Такая тема искусственно подогревается, дополняется элементами теории заговора — и еще раз продается избирателю. Создается воображаемый мир тотальной правоты, пузырь, в котором находятся избиратели и политик, а все кто снаружи пытается достучаться с аргументами — обьявляются врагами и завистниками.
В качестве примеров которыми часто иллюстрируют феномен постправды — является риторика Трампа о стене на границе с Мексикой. Проблема нелегальных мигрантов сначала безумно раздувается, затем предлагается ее «простое» решение, все аргументы его противников обьявляют незначащими, а их самих — врагами и безумцами. В результате никакой внятной общественной дискуссии не происходит.
Кстати, не очень давно мы получили президента, который на удивление точно повторяет риторику Трампа. Господин Зеленский тоже обращается к «простому украинцу», бичует «старую элиту» и да, пропагандируется себя через постправду.
Очень яркий пример — за некоторое время до президентских выборов появилось видео, где кандидат Зеленский говорил о том что он прекратит практику езды кортежей с мигалками. Поразительным образом эта проблема целиком иллюзорна — в нашей стране не используются ведра-мигалки для VIP-машин, а президентские кортежи передвигались без массового блокирования улиц.
Вся концепция видеоролика была притащена за уши из жизни российской столицы, но вполне проканала в качестве инфоповода.
Дополнительной вишенкой на торте из постправды явилось то, что ради кортежа президента Зеленского в Киеве снова начали перекрывать улицы. Постправда оказалась тем, чем она есть на самом деле.
В качестве бонус оставляю здесь хороший выпуск Джона Оливера (английский!) про Трампа и реальность.