И тем не менее — Стивен Кинг

Посвящается О.

Говорить о творчестве Стивена Кинга — несколько даже дерзко. Чай не какой-нибудь забытый писатель, на творчество которого я могу обратить ваше внимание. Нет уж — Кинг живой классик, с огромной библиотекой написанных книг, с миллионами поклонников, с удачами и падениями, с несколькими сотнями кино- и телеадаптаций.

Поэтому сенсаций и срыва покровов мне не достичь. Но есть в Кинге и его творчестве несколько важных черт, которые делают разговор о нем важным и интересным.


Для начала — он, на мой взгляд, отражение той самой Американской Мечты, когда маленький человек тяжело работая, перенеся испытания и опасности — становится Королем. Концепция эта уходит корнями аж в 19-ый век (все эти промышленные бароны, стальные и железнодорожные короли, приехавшие с пятью центами из Европы), но в США жива и поныне — вспомним судьбы Стива Джобса, Джеффа Безоса или Сергея Брина.

Стивен Кинг в этом плане вполне типичен — родился в небогатой семье, которая после ухода отца стала просто бедной, с детства увлекался чтением классической американской pulp fiction — фантастики и ужасов. Сам стал писать еще подростком, но успешным писателем сумел стать лишь уже совсем взрослым человеком, пережил серьезные проблемы с алкоголизмом и депрессией, выкарабкался и продолжал писать, писать, писать.

Но дело конечно не в плодовитости Кинга, а в том что он сумел изменить лицо жанра, в который пришел мальчишкой (и стал Королем). До Стивена Кинга жанр ужасов воспринимался как низкий, предназначенный для невзыскательного и недалекого читателя. Романы и рассказы Кинга «работают» в первую очередь с внутренним миром читателя, то есть пугает человека не нечто внешнее, а то что есть внутри каждого из нас — жестокость, депрессия, наши внутреннии демоны.


Я не могу сказать что я безусловный поклонник этого жанра, но некоторые вещи Кинга на меня произвели очень сильное впечатление.

  1. Первый из них, безусловно — «Сияние» (или «Сияющий»). Я читал книгу и смотрел две разные постановки, основанные  на романе. Мне нравится психологизм и тонкая авторская работа на грани реальности и мистики. Я даже, каюсь, записал подкаст по поводу этого романа.
  2. «Бессоница», произведение гораздо более позднее и менее известное чем «Сияние». Оно меня зацепило интересным выбором героев и перспективы — здесь главные герои это очень пожилые люди, вокруг которых внезапно начинают происходить фантастические, страшные и прекрасные вещи.
  3. Повести «Туман» («Мгла») и «Лангольеры». Связано это с тем что именно эти произведения Кинга, я, видимо, прочел первыми. «Туман», помню, я читал подростком  еще в советском журнале, и он, кажется, поразил меня своей безысходностью  (про Лавкрафта я в те годы и не слышал, конечно).

Стивен Кинг в целом — не мой любимый писатель, но я считаю его талантливейшим творцом в своем жанре. И он, конечно же, реалист в том смысле  что страхи, которые он умеет рождать своими книгами — реальны, а не выдуманы.


Теперь пару слов о том, что можно почерпнуть полезного из творчества Кинга:

  1. Для тех кто не чужд писательского ремесла крайне советую прочесть автобиографическую книгу Кинга о том почему и как он пишет: «Как писать книги. Мемуары о ремесле»/ «On Writing». Ссылка на Флибусте. Признаюсь, сам еще не читал.
  2. Я не знаю рецепта успеха Стивена Кинга (разумеется). Но, повторюсь, основные его ингредиенты это — упорство, стремление заниматься тем что нравится, а также смелость выйти за рамки жанра. По-моему это правильное сочетание для любого дела, не только для писательства.