Уже несколько десятков лет с человечеством происходит нечто странное — мы постепенно становимся менее агрессивными.
В нынешних войнах гибнет меньше народу, да и сами войны происходят гораздо реже. Преступники все менее склонны к убийствам и изуверствам, предпочитая кражи и мошенничество (так называемый great crime drop). Революции и перевороты становятся все более бескровными. Причем это происходит повсеместно, хотя и в разной степени.
Это связывают с изменением мировой демографии — рождаемость ведь падает так же глобально, и все общества на земле «стареют». Впрочем, целостного обьяснения феномену еще не дано.
Но включишь телевизор, откроешь ленту новостей — и начинает казаться что все ровно наоборот. Что живем в адски опасное и страшное время — в Новой Зеландии теракт, у нас вообще война, а в мире сплошная нестабильность и угроза мировой ядерной мясорубки.
В какой-то мере это результат той бешеной скорости с которой сейчас происходит распространение информации. Если раньше информация об опасных и страшных вещах приходила уже основательно «остыв», сейчас она подается на наш экран в кипящем состоянии (прямой эфир нынешнего террориста — ярчайший пример). В результате даже совсем далекие и совсем не относящиеся к нам события становятся яркими и страшными (то есть именно такими которые остро воздействуют на зрителя).
Вторая причина в том что мы с одной стороны свыклись с экранным насилием, а с другой — в массе отвыкли от реального, с кишками наружу и заражением крови. Поэтому для того чтоб увлечь зрителя — медиа вынуждены подавать его все более изощренно, со смакованием деталей. От этого создается впечатление что мир становится все более опасным и страшным.
Знаю что тема спорная и жду возражений в комментариях, но пока суд да дело — надо поговорить о последствиях снижения насилия. Они любопытные.
Вроде бы — сплошная польза. Меньше животного, больше рассудочного. Войны и преступность — это именно то, с чем цивилизация пыталась справиться на всем протяжении своего существования.
Но ровно также уменьшение агрессивности влияет на способность рисковать, идти наперекор социальным нормам или участвовать в уличных протестах. В новом мире диктаторы зачастую сидят на своих постах пока сами не решатся уйти в отставку, а общество покорно ждет этого момента. Другое отражение нынешнего статуса-кво — замороженные конфликты, когда цена победы для обеих сторон слишком велика.
Продолжение будет называться «…и любовь», там будет о влиянии тренда на то как общество смотрит на секс и связанное с ним насилие.