Что же нами управляет? (часть первая, ибо лонгрид)

Ввязался в один важный для меня разговор, но не сумел его закончить.  Продолжим здесь.

Почему мы — это мы? Насколько мы управляем нами?

Согласно современным научным представлениям — почти не управляем. Пресловутая свобода воли, которая вроде бы позволяет нам делать что угодно и идти своим путем — всухую проигрывает гормональной механике древних частей мозга, не связанных с абстрактным мышлением и осознанием себя.

Два мозга говорят на разных языках — сознание не понимает что имеет в виду «рептильный мозг» (да, я знаю что так говорить нельзя), и уж точно никак не может вмешаться в его работу. И как-то так получается что все эти сложные переживания и мысли, проносящие моей голове — это треп пассажиров маршрутки, которых куда-то везет молчаливый водитель.

Да, водитель не умеет красиво рассуждать и вообще ни одной книжки в жизни не прочел, но у него есть важнейшие возможности — именно он нажимает на педали и крутит руль этой колымаги, так что именно он определяет где притормозить, где свернуть, а где вообще — остановиться и открыть двери.


Да, всю нашу цивилизацию создали не «водители маршруток», а именно «пассажиры» — рациональная наша часть, способная к абстрактному мышлению, кооперации и построению иерархий. Но вот то что управляет нашими мотивациями, желаниями, устремлениями — все это находится вне нашего сознания, приходит к нему в качестве внешней данности.

Этим импульсам можно противиться — не есть сладкого, скажем. Бегать каждое утро. Не курить и не ходить не порносайты.

Если это все переводить на язык той же маршруточной аналогии, то да, пассажиры маршрутки имеют возможность договориться, и наорав на водителя — сменить маршрут. Более того, сосредоточившись на дисциплине, у них даже есть шанс выработать у водителю привычку возить их по новому маршруту (а не орать на него каждый раз).

Но как только пассажиры отвлекутся — водитель снова повезет их по тому маршруту, который считает правильным. И что жутко — пассажиры в большинстве случаев считают что именно они выбрали эту дорогу.

Наше прекрасное и свободное мышление, способное к полету фантазии — видит куда нас привезли и придумывает обьяснение зачем мы здесь оказались, и почему это был разумный и правильный шаг. Скажем, мы принимаем решение о покупке товара за несколько минут до того как мы это осознали это и убедили себя что «выбрали».

И эта грустная ситуация — не какая-то новость. Устаревшая на данный момент (но описывающая этот феномен) теория триединого мозга Маклина (оттуда, кстати, термин про рептильный мозг) была сформулирована аж в середине прошлого века. Можно еще Фрейда с его «Оно» в качестве части непознаваемой инстинктивной части вспомнить.

Хотя и до того этот эффект был отлично известен, причем и широкой публике тоже. Вспомните из «Трое в лодке не считая собаки» (с поправкой на то что желудок — это не просто орган пищеварения):

Все-таки странно, насколько наш разум и чувства подчинены органам пищеварения. Нельзя ни работать, ни думать без разрешения желудка. Желудок определяет наши ощущения, наши настроения, наши страсти. После яичницы с беконом он велит: «Работай!» После бифштекса и портера он говорит: «Спи!» После чашки чая (две ложки чая на чашку, настаивать не больше трех минут) он приказывает мозгу: «А ну-ка воспрянь и покажи, на что ты способен. Будь красноречив, и глубок, и тонок; загляни проникновенным взором в тайны природы; простри свои белоснежные крыла — трепещущую мечту и богоравный дух — и воспари над суетным миром и направь свой полет сквозь сияющие россыпи звезд к вратам вечности».

После горячих сдобных булочек он говорит: «Будь тупым и бездушным, как домашняя скотина, — безмозглым животным с равнодушными глазами, в которых нет ни искры фантазии, надежды, страха и любви». А после изрядной порции бренди он приказывает: «Теперь дурачься, хихикай, пошатывайся, чтобы над тобой могли позабавиться твои ближние; выкидывай глупые шутки, бормочи заплетающимся языком бессвязный вздор и покажи, каким полоумным ничтожеством может стать человек, когда его ум и воля утоплены, как котята, в рюмке спиртного».

Мы всего только жалкие рабы нашего желудка. Друзья мои, не поднимайтесь на борьбу за мораль и право! Заботьтесь неусыпно о своем желудке, наполняйте его старательно и обдуманно. И тогда без всяких усилий с вашей стороны в душе вашей воцарятся спокойствие и добродетель; и вы будете добрыми гражданами, любящими супругами, нежными родителями, — словом, достойными и богобоязненными людьми.

Но что делать зная о том что нами управляет наша бессознательная и некомуникативная часть? Как это воспринимать и есть ли какие-то варианты ответа на этот вызов.

И об этом, дружок, мы поговорим во второй части этой грустной баллады…