Осознанность. «Крестный отец» (часть первая)

Осознанность — способность человека следить за появлением мыслей и мотиваций, оценивая их причины и последствия.

Слово это применялось с середины прошлого века  в гештальт-терапии, но недавно вышло за ее пределы и пошло мелькать в проповедях коучей и всяких инстаграм-знаменитостей. Впрочем, есть версия что идею осознанности, наблюдения за движением своих мыслей, западная психология переняла у практикующих медитации буддистов. Там идея о контроле своих чувств и мыслей имеет важное религиозное значение — с помощью медитации и осознанности предполагается победить суетность материального мира и стать просветленным.

Осознанность, понимание своего внутреннего мира — сейчас кажется многим почти универсальным благом. Но это, разумеется, не так.

Как и любая технология, навык и умение — у осознанности есть отрицательные стороны. Ее применение может и не стать благом. Приведу пример и контрпример.

Я только что в очередной раз пересмотрел «Крестного отца». Если вы не смотрели этот киношедевр, то я вам очень завидую —  у вас впереди отличный опыт. И может быть тогда вам не стоит читать дальше из-за спойлеров (смешно, да, но правила есть правила)


Так вот, навык осознанности многим персонажам фильма бы не помешал. А Сонни Корлеоне он вообще мог бы сохранить жизнь. Осознанность, необходимость процеживать свои мысли, могла бы несколько приглушить  его сверхагрессивность и сверхэмоциональность, дать время задуматься о последствиях приступа ярости.

Но не стоит питать иллюзий — осознанность навык затратный. Он требует внутренней сосредоточенности и отвлекает от внешних событий, он уменьшает скорость мышления (на этапе создания привычки — очень сильно). Потом, говорят, становится проще, но все равно — это умственная работа.

Так что для Майкла Корлеоне, пожалуй, осознанность была бы вредна — она бы ограничила бы скорость мышления и скорость реакции на события. Она, кстати, вполне могла бы заблокировать и то большое чувство, которое у него родилось на Сицилии. «Удар молнии», помните?

И здесь второй подводный камень — умственные способности у людей сильно отличаются. Причем не только в количественном, но и в качественном смысле. Люди в прямом смысле этого слова — думают по разному, и поэтому осознанность для кого-то будет сравнительно простым навыком, а для кого-то абсолютно невозможным.

Я сомневаюсь что людей вроде Вито Корлеоне можно вообще приучить к вот такой вот постоянной интроспекции. Они для этого слишком практично-умны, слишком связаны с реальным, а не воображаемым миром.

О перспективах осознанности как явления, роботах и будущем как таковом — в продолжении, которое видимо завтра.