Сейчас уже сложно понять — привело ли появление концепции Веб 2.0 к изменению отношения к Сети массовой публики, или просто этот термин подоспел вовремя для того чтоб описать очередной этап взросления Интернета. Ему тогда перестали быть нужны “короткие штанишки” в виде сложных в понимании и непрозрачных в управлении сервисов.
Собственно, нечто похожее происходит в каждой индустрии, когда заканчивается счастливый (для индустрии) период, когда основная масса потребителей являются early adopters.
Так называют тех энтузиастов, которые готовы смиряться с несовершенством продукта, высокими ценами, отсутствием конкуренции — лишь бы прикоснуться к ПРОГРЕССУ.
Так было с рынками граммофонов, радиоприемников, автомобилей, самолетов (в начале 20-го века) — и так произошло с сетевыми сервисами (в начале века 21-го).
Понятно что на самом деле единого рынка “Интернет вообще” нету, а есть сотни взаимопроникающих рынков, находящихся на разных этапах своей эволюции. Например — я успел побывать в качестве early adopter на рынке соцсетей, но когда я завел себе первый e-mail, я был уже в числе early majority.
Тем не менее, огромный составной Сетевой Рынок, похоже, проходит в очередную фазу взросления — упрощение и удешевление доступа, нахождение смартфонов в онлайне не определенный период — а 24×7 — в очередной раз заставляет переосмыслить образ среднего потребителя услуг.
В конце 90-ых средний посетитель Сети был гиком/специалистом, готов был терпеть жуткие интерфейсы и черепашью скорость загрузки. В 2000-ых, с появлением массового нетехнического пользователя в сети интерфейсы стали глаже и проще. Сейчас мы наблюдаем следующую трансформацию — в “смартфонной” Сети интерфейс вынужденно сжимается и примитивизируется, а значит все больше сетевых сервисов будут полагаться на какие-то предразработанные (или вычисляемые на лету) профили поведения пользователей (смотри нынешние приложения, дублирующие тяжелые сайты для обеспечения скорости и простоты управления) в сочетании с голосовым управлением.
Мобильный и десктопно-ноутбучный рынок, вероятно, будут вовсе не сходиться — а наоборот, уходить все дальше друг от друга. Для смарфтонов и их потомков концепция доступа — модифицированный тонкий клиент, с десятками клиент-серверных специализированных приложений, распространяющихся из доверенного источника.
А вот полноценных десктопов (и даже ноутбуков в нынешнем понимании) в быту будет оставаться меньше и меньше. Они сохранятся на рабочих местах (ну или домашних офисах у профессионалов) — в качестве мощных инструментов обработки информации, в остальных случаях вполне хватит “смартфонов переростков” вроде планшетов, chromebook, Smart-TV. Я понимаю что здесь вступаю на скользкую дорожку пророков скорого угасания и исчезновения PC, которая тянется уже лет лет 20, но что поделаешь — тенденция такая есть, и она достаточно очевидно прорисована.