“Я привез вам мир”

Я тут еще разок перечитал тот самый текст Адизеса и все думал, что же он мне напоминает своей риторикой. Все эти ссылки на “гордость” и “достоинство”, которое необходимо восстановить россиянам, все это пассажи про невозможность компромисса с Западом казались очень знакомыми…

А потом в голове что-то щелкнуло и стало на свои места. Это же в чистом виде “политика умиротворения”, которой пытались остановить накатывающую войну великие европейские державы в конце 30-ых годов.

Все эти разговоры о растоптанной гордости германского народа, о землях, которые у него были неправедно отторгнуты, и о том что он только возвращает свое, о том что малым нациям нужно смириться и потерпеть — были, разумеется, продуктом немецкой пропаганды.

Но для того чтоб оправдать сохранение мира, представителям Англии и Франции приходилось, хоть и в несколько смягченной форме — повторять за Гитлером эти посылки. Иначе получалось ведь что они просто ломаются под давлением, а тут хоть какие-то аргументы за.

Как мы знаем теперь — политика замирения с агрессором ни к чему хорошему не привела. Элиты Британии и Франции выглядели марионетками удачливого диктатора, который принял их слабую позицию как признак того что нужно давить и дальше.

Рейхстаг, Аншлюс Австрии

Мы, разумеется, не знаем, что произошло бы, если бы мюнхенские соглашения не были бы подписаны, и утверждать что война не произошла бы — нельзя. Но то что это подписание дало экспансионистским устремлениям Гитлера новый толчок — бесспорно.


Удивительно что Адизес, человек, несомненно, весьма умный — не видит этих простых аналогий в происходившем и тем что он пишет: “русские Крыма=фольксдойчи, судетские немцы”, “унижение от версальского мира=потеря достоинства в результате проигрыша в холодной войне”, “Украина=Чехословакия”. Там просто если сделать текстовую замену — все станет вполне очевидно.

Удивление это тем сильнее если учесть что Адизесу и его семье (и огромному числу евреев тогдашней Европы) — пришлось на себе испытать последствия этого самого соглашательства. Его семье удалось выжить из-за заступничества чиновника испанского, не такого людоедского к евреям, правительства.

Человек, тридцать лет потративший на то чтоб научить людей учиться, совершает чудовищную ошибку, игнорируя урок истории, увы.