Бывают такие дни, когда все кажется обращенным против тебя — таксисты хамят и опаздывают, вещи падают и ломаются, голова болит, близкие люди не радуют. Словом, все примерно как сегодня. И тут уже не напишешь те пару хороших постов на разумные темы (есть же, есть под них идеи), приходится говорить об эмоциях, кризисе среднего возраста и прочей гуманитарной фигне.
Любопытно, что некоторые вопросы в современном обществе табуированы не потому что ответ на них какой-то очень страшный ответ, а именно потому что внятного ответа дать нельзя. Неопределенность, неизвестность — пугает не на шутку, особенно сегодня, когда огромное количество ответов находится на расстоянии клика.
Помню, об этом эффекте мне рассказывал еще мой покойный преподавать дискретной математики — при коммунистах, говорил он, математические задачи не имеющие ответа (есть такой класс задач, да), считалось неправильным называть неразрешимыми и требовалось считать просто «пока нерешенными».
Коммунистов при власти уже нет, но вот называть нерешаемые проблемы неразрешимыми — считается неприличным. Мы ж теперь все позитивны, активны и устремлены в будущее, правда? Что нам вековые проблемы…
Но вот простой вопросик о том, что останется от человека если с него ободрать привычки, неврозы, вбитые в детстве аксиомы и принятые в его среде суждения — мы как-то обходим молчанием. Потому что ответ не выглядит безопасным ни с какой точки зрения.
Или вот, например — насколько вообще морально рождение и воспитание человека человеком. Когда ребенку вбивают в голову картину мира которая уже устарела, прививают остатки этических норм, созданных несколько тысяч лет назад в племени кочевых скотоводов — как это вообще смотрится с точки зрения хотя бы логичности, не говоря о морали?
Или о том, например, что взаимодействие мужчин и женщин при любой власти, хоть патриархальной, хоть феминистичной — всегда будет смесью страдания и любви. Вылечить человечество от этого не удастся хотя бы потому что оно, человечество, и работает на этих двух топливах. Это прошито в наших мозгах — во всех этих замечательных гормональных кнутах, которые гоняют нас взад-вперед по жизни.
Надо ли задумываться над этими вопросами если ответ на них «нет, нельзя?» Это, похоже, один из тех самых вопросов, извините.