Правота левых

Последнее поколение советских людей (включая меня) —  перекормили социалистической пропагандой и левыми идеями, так что выросли мы, разумеется, убежденными антикоммунистами. Конечно, сейчас былого единодушия давно уж нет, кто-то вернулся к вере отцов, а я, например — все еще считаю себя правым.

Впрочем, за последние десяток лет мое представление о мире и о себе значительно усложнилось. Если раньше мне казалось что левые во всем и всегда неправы, то сейчас мои убеждения относительно этой тотальности — поколебались.

Нет, я по-прежнему считаю что рыночная экономика и свободная конкуренция обеспечивают более высокое качество жизни чем откровенно дирижистские (а тем более тоталитарные) системы. И я по прежнему верю в то что государство должно занимать в жизни граждан меньшую часть чем общественная и частная инициативы.

НО! При этом я считаю что левые идеи и люди их высказывающие играют в жизни общества важную роль и приносят пользу, а вовсе не только «мешают всем жить». Да, я тоже отдал дань увлечения идеями Айн Рэнд (каюсь, в изложении Юлии Латыниной), но сейчас я вижу мир несколько по-иному.

У левых есть своя очень важная экологическая ниша — в нормально устроенном обществе они «лезут не в свое дело», проверяя на прочность общественный договор, тестируя рамки свободы и соразмеряя ее с ощущаемой (а другой нету) справедливостью.

Чтоб не быть голословным, приведу пример. Я с огромным интересом смотрю передачи Джона Оливера — Last Week Tonight на HBO. У нас они сравнительно малоизвестны — все-таки это новостная/комедийная передача на кабельном канале, а не сериал, которыми известен этот канал. Я уже немного рассказывал о нем и о его шоу (здесь), но сейчас немного подробнее и с другого угла.

Жанр инфотейнмента — развлечения с информированием на нашем инфорынке пока делает первые шаги, а вот в исполнении Джона Оливера — я видел уже несколько десятков журналистских расследований о важнейших американские болевых точках. Причем поданы они так, что смотришь с интересом даже из другого полушария.

Скажем, Джон Оливер рассказывает об американской тюремной системе (здесь, английский). Это тема крайне невеселая в любой стране — и США совсем не исключение. Там за решеткой сидят чудовищные два миллиона человек, тюрьмы зачастую переполнены и недофинансированы.

Или вот еще, еще более  далекая от меня тема — производство курятины (здесь, английский). Джон Оливер исследует ситуацию олигополии, когда несколько огромных компаний, занимающимися в производством мяса давят фермеров, которые выращивают для них по контракту цыплят, навязывая им сверхжесткие условия.


Так вот, Джон Оливер  — левый, как по подходам, так и по выводам, которые он делает. Но его позиция, талант и его интерес к «стертым» темам не может не вызывать уважения. Мне кажется что от наличия такого человека американское общество выигрывает.

Другое дело, что бывают ситуации когда левые берут власть и остаются без конкуренции (чаще всего это происходит в очень бедных и очень неудачливых странах). И тогда ситуация развивается, увы, в сторону кошмара. Потому что попытки в этом случае те самые попытки пересмотра общественного договора превращаются в пунктик, а установление справедливости становится сверхидеей. Примеры вам известны — современная Венесуэла, Камбоджа времен Пол Пота, Советский Союз, да и Третий Рейх (да, да, нацисты это тоже левые).