Немного экономического оптимизма.

Посвящаю Т. Спасибо тебе.

Я немного тут побуду розовым единорогом и позволю себе попукать на вас радугой и бабочками. Уже не в первый раз буду говорить об изменениях, которые идут вокруг нас, но которых из-за их скорости просто не замечаешь. Пока наконец…

Впрочем,  мне придется сделать небольшой экскурс в историю города Харькова, потому что здесь важно понимание контекста.


Самая длинная улица в нашем городе — Московский проспект (в девичестве — проспект Сталина), он тянется почти на 20 километров. Линия метро, идущая вдоль проспекта тоже самая длинная и самая посещаемая (железнодорожный вокзал тоже на ней). Она носит название Холодногорско-Заводской.

Про Холодную Гору ничего не скажу, район и район (а еще там традиционно находилась и находится тюрьма, но то такое). А вот «Заводская» она потому что вдоль Московского проспекта и невдалеке от него расположены с десяток крупнейших заводов и фабрик. Самыми большими из них, вероятно, были в советские времена тракторный завод ХТЗ, танковый завод имени Малышева и Турбоатом (тут делают оборудование для электростанций).

Для того чтоб обеспечить этих гигантов и остальные заводы рабочей силой, на всем протяжении проспекта строились спальные районы для рабочих. Самый известный и старый — ХТЗ, который проектировался в конце двадцатых годов того века как огромный поселок вне городской черты, независимый от тогдашних коммуникаций. Даже сейчас его архитектурные планы впечатляют размахом — поселок ХТЗ должен был дать жилье сотне тысяч человек (при том что в тогдашнем Харькове проживало чуть больше четырехсот тысяч). Собственно, и название говорило о многом — cоцгородок «Новый Харьков». Подробнее, если интересно — в вики, история действительно поучительная и крайне любопытная.

Более поздние спальные районы по  проспекту строились возможно и без столь серьезного замаха, но тоже весьма масштабно. Собственно, и появление первой харьковской ветки метро на этом направлении было вполне в этой же струе — нужно было перевозить массу рабочих из спальных районов и ближнего пригорода.


Однако появление такого количества новых горожан нигде не происходит гладко — рабочие спальные районы не стали тем «сверкающим градом на холме» каким их планировала советская власть. Наоборот — слово ХТЗ в Харькове надолго стало нарицательным. Район считался крайне опасным по ночному времени (не исключено что этому еще поспособствовала обширная одичавшая лесопарковая зона вокруг района).

В общем —  среди харьковчан бытовало мнение что  по мере удаления от центра города в сторону ХТЗ районы становились все более дикими и бандитскими. Оно, мнение, даже укрепилось за первые постсоветские годы — если в центре кое-как поддерживался порядок, то удаленные районы выглядели очень мрачно.

Лет где-то 20-25 назад я за какой-то надобностью ездил на платформу Лосево (она как раз возле крайней станции метро). Я мало что запомнил за исключением общей мрачности обстановки и рядов абсолютно одинаковых киосков в зарослях каких-то диких лопухов. По ночному времени возвращаться сквозь это не переходя на полубег — было совершенно невозможно.

Я и дальше, наверное, бывал время от времени в тех краях — но все быстрым скоком, а то и на машине, так что никакой новой информации о тамошней ситуации у меня не было. Не то что я думал что там время замерло, просто не интересовался, вот и все.

И вот  за последние пару недель я даже несколько раз побывал в районе станций Масельского и Индустриальная. И это было чертовски интересный опыт.


Я понимаю что для людей там живущих мое удивление окружающей обстановкой — будет странным и даже несколько оскорбительным. Для них то это не появилось внезапно, как для меня — а очень постепенно и неторопливо строилось и изменялось у них на их глазах. Но для меня-то нет.

И это совершенно шикарный способ быстро вспомнить что произошло за эти 20 лет. Помноженный на то что район этот считается бедным и удаленным от центра. И здесь никак нельзя сказать что вот мол, привели в порядок для вида, наблистили для приезжих и начальства.

Меня совершенно поразили выросшие возле станций метроздоровенные торговые центры, с отличными супермаркетами, с детской комнатой, со столовыми, с фитнес-залами и прочим.

Это может казаться  — тьфу, это везде есть, тоже мне придумали цацу. Напоминаю для юнлингов, падаванов и слегка склерозных джедаев — 20 лет назад мы покупали еду либо на рынке, либо в магазинчиках со скуднейшим выбором и отсутствием кондиционирования (либо вообще в киосках).

Супермаркеты стали появляться у нас в городе как раз примерно в тот период — 20 лет назад, но их можно было перечесть по пальцам одной руки и первое время туда ходили как в музей. Детская комната при торговом центре, где детей развлекает аниматор — на мой взгляд появилась у нас дай бог десять лет назад. Современные и качественные фитнес-центы в массе — не больше пяти.

Обратите внимание — за все эти годы это перестало быть чудом и стало обыденностью, плюс распространилось из центра города во все плюс-минус удобные и проходные места.

И не нужно забывать еще вот что — супермаркет это не большой такой киоск. Это гораздо более сложные бизнес-процессы, предсказуемая логистика, серьезный горизонт планирования. Это затраты на рекламу, это несравненно более высокие стандарты качества обслуживания.

И все это — за пару десятков лет в стране где никакой рыночной экономикой еще за несколько лет до того и не пахло. Где не было НИКАКОГО опыта ведения бизнеса, где сначала и  платный туалет казался гениальным приложением управленческого таланта, ну и так далее.

Эти двадцать лет были чудовищно трудными, кто спорит. Только не надо говорить что они прошли зря, ничего не изменилось и все стало только хуже. Я ведь хорошо помню киоски в лопухах, и даже отсутствие киосков тоже помню. Прогресс есть и он весьма ощутим.