Что с нами стало (в хорошем смысле этого слова)?

В истории про экономический оптимизм у меня уже был тезис, антитезис, самое время переходить к синтезу.

Представим себе странное чудо — современный супермаркет, фитнес-зал, и скажем, сквер Стрелка переместились в Харьков 1998-го года. Фантастика, разумеется, но давайте прикинем, какие перспективы у современных заведений двадцать лет назад.

  1. Сегодняшний супермаркет попав в 1998-ом столкнется с диким количеством проблем, самые основные — крайне низкий платежеспособный спрос, привычка публики к советскому ассортименту, неспособность найти нужное количество надежных и предсказуемых поставщиков. Он может некоторое время протянуть, наполняя стэнды одинаковым товаром и раздвигая их подальше (верный признак проблем в ретэйл-торговле), но долго он не продержится.
  2. Фитнес-зал. Опять же проблема с платежеспособным спросом, но самое главное — совершенно иное отношение у публики к своему телу и своему будущему.
  3. Сквер Стрелка. Несмотря на расположение в самом центре города через небольше время место будет завалено битыми бутылками, мусором, лавочки будут разломаны и украдены. Причина — неготовность ни горожан, ни властей к существованию чистых и поддерживаемых мест общественного отдыха.

Значит, получается, дело не в абстрактном «развитии экономики» — а в огромной степени в изменениях общественном сознании, в наших мировозрениях и привычках. Они меняются медленно и  незаметно, но со временем количественные изменения становятся вполне качественными. За двадцать лет — уж точно. Наш современник, в отличие от человека-1998:

  1. Гораздо больше заботится о своем здоровье. Мода на хождение в спортзал и здоровое питание — для нашей страны даже не совсем мода. Это нормализация ситуации после чудовищного наплевательства на свое здоровье, питания мивиной и злоупотребления алкоголем. Кстати, а вы в курсе что потребление алкоголя на душу населения,  которое росло все девятностые и большую часть 2000-ых, начало падать с 2008-го года?
  2. Больше путешествует, лучше знает иностранные языки. Собственно, нынешний летний туристический кризис вполне однозначно это демонстрирует.
  3. Менее агрессивен и деструктивен. Здесь четких доказательств у меня нет, нужно смотреть изменение в профиле правонарушений (не моя тема). Но я опять же это вижу как некоторую постсоветсую нормализацию.
  4. Больше думает и строит свое будущее. Тут, опять же, доказательств у меня нет, я сужу по тому количеству образовательных проектов которые выросли как грибы за последние 5 лет. Ни десять, ни тем более 20 лет назад подобного не существовало и не требовалось.

Это выглядит как постепенный переход к ценностям развития от ценностей выживания любой ценой. Тенденция эта будет осознана обществом, когда станет совсем очевидной и перестанет быть тенденцией. Пока же ее, тенденцию — вполне использует бизнес. Отсюда строительство новых моллов с фитнес-залами, бум курсов и рынка услуг.


Как я уже говорил — это последняя история в этом сезоне, далее некоторый перерыв.