Вынюхивание будущего

Пару дней назад у меня был интереснейший разговор c Ольгой о предмете в котором я ровно ничего не понимаю. О моде. Получившийся почти что лонгрид с ее фактами и моими мыслями см. ниже.

Это действительно огромный мир, своей сложностью ничуть не уступающий другим культурным феноменам — мирам кино или литературы, например. А возможно и превосходящий их — все-таки швейная индустрия, обслуживающий мир моды — по обьемам товара, прибылям и количеству занятых легко заткнет за пояс тот же кинематограф (про книгопечатание даже и говорить не буду).

И да, я почти ничего не знаю о внутренних механизмах мира моды, и именно поэтому разговор был таким захватывающим (и вполне возможно вам таким не покажется).


А мода-то не просто случайный набор цветов и фасонов, меняющийся каждый год.  Любой большой тренд в манере одеваться и шире — выглядеть, отражает эпоху, его породившую. Конкретная деталь в одежде и манере себя вести — может быть случайной, но вот общий настрой и логика изменений — отражает те изменения которые происходят в обществе.

Скажем, совершенно неслучайно во время и после Второй Мировой юбки американок укоротились, а одежда упростилась — это отразило уход женщин в цеха взамен воюющих мужчин (см. клепальщица Рози), а после войны — отказ женщин от образа домохозяек.

В эпоху хиппи бурлил протест молодежи против рушащегося традиционного мира. И он, как и все остальные громкие явления начала 60-ых: cекс, наркотики, рок-н-ролл — отразились в тогдашней моде. Все эти псевдоиндийские и псевдоиндейские одежды, бороды, цвета — это про эпоху.

 

Если бы я лучше разбирался в теме, я бы наверное, накидал бы еще примеров, но не буду умничать. Для меня достаточно факта — изменения в том что люди ХОТЯТ носить — не случайны. Это процесс который затрагивает и общество и индустрию, откликающуюся на изменения.


Наш новый быстрый мир породил феномен быстрой моды — когда новые тенденции перестали считаться годами, а внутри сезона успевает сменить друг-друга три-четыре мини-моды. Кажется что вокруг все мелькает с бешеной скоростью, инстаграммы раскаляются от новинок.

Особенно меня поражает то что модные показы демонстрируют моду не нынешнюю, а то что будут носить через год. Или даже через два.

Угадывание и предсказание тенденций не забава — а ставка в игре, в которую вынуждена играть вся индустрия моды. Те компании и дома моды кто сумеет правильно угадать тенденцию — сорвут куш, остальные просто потратят деньги. И чем больше вектор изменений — тем больше риски, но тем больше и выигрыш.

Причем угадывается вовсе не просто изменения формата одежды, а нечто большее — изменения образа жизни. Будут ли через год так же актуальны спортивные шмотки или фитоняши отправятся на свалку истории (да, такое тоже может быть — см. тут)? Может быть мировое потепление вызовет аномально высокие температуры? Тогда будут носить совсем легкую сверхпляжную одежду.

Те кто угадывали больше всего в прошлом — сейчас на слуху, их коллекции лучше всего продаются. Так может они не угадывают будущие изменения в моде, а формируют их (кто сказал Apple)?

Вопрос не имеет смысла. Формирование рынка и готовность рынка принять товар — два одновременно идущих процесса. Который из них главнее — внятно никто не скажет. И на один Apple приходятся десятки Nokia, которые были до поры уверены что они короли рынка и повелевают изменениями.


Прекрасный мир гламурных показов, роскоши, неги и безупречных шестифутовых моделей — всегда выглядел для меня медийно-рекламным фантомом.

Да, мода это современная индустрия со всеми ее атрибутами в виде бизнес-планов, расчетов оборачиваемости, международной логистики и т.д.

Но при этом модные показы и тусовки — тоже имеют вполне практическое значение. Это один из этапов разработки новых фасонов, тестирование и перекрестное опыление креативной части мира моды. Это такая же обязательная часть индустриального производства, как и работа закройщика (а равно бухгалтера, логиста), просто протекает она в совершенно иных условиях. И цена для участников всех этих роскошных  фуршетов после показа так велика, что я не знаю, стоит ли уж так им завидовать(см. тут — лонгрид BBC о жизни модели в Париже).

Но это же мода высокая, для услаждения богатых и знаменитых, наверное простая массовая одежда шьется и моделируется из совершенно других соображений.

На самом деле никакой особой стены до неба между этими двумя модами нет — наоборот, мода для богатых, буде она хорошо продается — сразу становится модой для бедных. Разумеется с необходимыми упрощениями и удешевлениями, но зато быстро, очень быстро (см. выше про быструю моду).


В общем — я рад что этот модный мир так сложен и малопонятен. Это еще раз доказывает как хитро и ловко устроен окружающий мир и сколько в нем интересных и неисследованных областей.