О том как надо бы писать

Вот есть история мелкого бизнесмена, который в конце девяностых гонит Газель с товаром по необьятным российским просторам. Газель ломается, застряет в снегу и грязи, ее чинят-чинят-чинят, угорают в кабине от бензиновых паров и выхлопных газов, дают взятки гаишникам и ночуют где придется.

Вот казалось бы, какие у меня это может вызвать чувства такой текст? Я ведь максимально далек буквально от каждого аспекта происходящего — не вожу машину, руки мои растут из жопы и я не способен починить не то что двигатель автомобиля, а сломавшийся электрочайник. Я живу в другой стране и мне странно даже представить себе путешествие подобного рода — когда люди отправляются за тысячи километров (не преувеличение) без внятного плана, связи, на неисправной машине.

Полное несовпадение всего. И тем не менее — текст читается взахлеб, как в детстве книги Буссенара и Жюля Верна. Странная и дикая смесь авантюрного романа и документальной точности, экзотики дальних странствий и абсолютной приземленности.


А началось все так — хорошие люди дали мне ссылку на статью Владимира Гуриев («Компьютерра», помните?), где он замечательно просто и понятно обьясняет как писать занимательно.

Я, что обидно — очень часто не следую этим рекомендациям,  упускаю честную эмоцию во время письма. И тогда рождаются тексты-уродцы, где видно что пишу из под палки, и эту насильность и зажатость — передаю читателю, который, разумеется, тут же перестает им быть.

Текст, о котором я говорил вначале, в статье Гуриева помянут как пример возникновения увлекательнейшего текста  из абсолютной бытовухи. И я припоминаю что я его уже читал в начале 2000-ых, но  никогда бы не вспомнил его названия и не сумел бы найти,  спасибо добрым ФБ-друзьям, указали.

Я настоятельно рекомендую прочесть эту историю (здесь — https://travel.drom.ru/4742/), она вот уж точно содержит эмоции и будит воображение.


Несколько заметок по поводу —

  • Не забываем, что дело происходит в 1997-ом году, больше 20 лет назад. Это обьясняет множество странных на данный момент сюжетов, из которых главный: на кой черт гнать газель с товаром из Москвы в Магадан?
  • Излияния в конце текста про разделение братских народов неудивительны и весьма характерны для того исторического периода. Ватников тогда было не то что много — а мы почти все ими были. Хотя трогательно что возмущаясь таможней между Россией и Украиной, автор совершенно как данность воспринимает «таможни» между российскими регионами и блок-посты ГАИ.
  • Я погуглил и нашел одного из авторов текста, Ивана. Судя по текстам на его сайте — у него серьезное психическое расстройство, что, возможно, обьясняет проявленный уровень пофигизма относительно своей жизни (именно жизни, не здоровья). Честно говоря когда главные герои отправляются на этом гробе на колесиках из Магадана в Москву НАЗАД, захватив с собой 13-летнего подростка, я просто офигел.