Чем больше, тем лучше?

Когда я был ребенком — ходили такие странные разговоры на тему того какую же соцстрану быстрее всего «примут в СССР». Считалось что Болгарию, хотя не исключали Монголию или Афганистан.

Я честно говоря не знаю даже откуда эти разговоры брались — то ли из детского ощущения что чем больше страна — тем круче, то ли это КГБ отрабатывал внедрение любви к стране с детсадовского возраста. В самом деле — если Советский Союз такой крутой и благополучный, то должно же у окружающих стран и народов желание в этот праздник влиться. Так что пусть вот хотя бы разговоры об этом будут.

Странным образом эти разговоры сейчас нашли отражение в современном российском имперском дискурсе. Опять географическая величина страны становится некоторым доказательством крутости, как в детстве.

При этом вроде бы уже всем понятно что если не мерять в квадратных километрах или в атомных боеголовках, то какая-нибудь крошечная на фоне России Испания много приспособленее для жизни чем огромная северная страна.


Да и вообще, преимущества величины далеко не всегда очевидны. Выжил бы Израиль, например, если бы был не таким крошечным и не столь очевидно бедным в плане ресурсов местом? Я сомневаюсь.

Именно ощущение что отступать некуда и что даже эту нищую пустыню хотят у тебя отобрать — заставляло Израиль во всех войнах драться каждый раз как в последний. А также искать возможность что-то сделать с пустыней, заниматься хайтеком и растить детей.

Израиль, конечно, страна-исключение, базировать на ней какие-то обобщающие оценки не годиться.


Есть вещь которая меня сильно радует в плане величины нашей страны — Украина страна средних размеров, урбанизированная и вся находится в зоне умеренного климата.

И поэтому у нас здесь невозможно построить настоящий ГУЛАГ. Просто нету места, которое было бы столь же недосягаемо географически и столь же чудовищно в плане климата.

А вот в России такие места как были при СССР, так и остаются. Та же самая колония в городке с отдельно прекрасным названием Лабытнанги, где сидит Сенцов. Среднегодовая температура -6 градусов.

И какова бы ни была там власть, соблазн использования этих отдаленных мест в качестве мест отдаленных — будет всегда.

И именно поэтому все эти социалистические Болгарии не очень хотели входить в СССР на правах республики.