У меня в голове внезапно получила продолжение вот эта мысль. А ведь действительно, человечество только сейчас, после 10–12 тысяч лет сверхрождаемости, впервые уменьшает коэфициент размножения до уровня поддержания численности, а не экспотенциального роста.

Харари пишет что кочевые охотники-собиратели умели, видимо, поддерживать численность потомства сравнительно стабильной. Вероятно это делалось за счет длительного кормления грудью, воздержания от половых актов в определенное время года и да, инфантицида. Все это делалось для того чтобы племя оставалось мобильным и не увеличивалось бесконтрольно в сытные годы (в голодные численность регулировалась сама, увы).
Благодаря этому численность людей до аграрной революции росла, но достаточно медленно — охотники-собиратели были вынуждены вести кочевой образ жизни, и лишние дети им были не нужны, плотность населения “освоенного” пространства составляла около одного человека на кв. километр.
Напротив, земледельцам, с их огромным обьемом физической работы — каждые дополнительные рабочие руки были остро необходимы, поэтому обильное деторождение вменяли женщине в обязанность, а для поселений была характерна скученность.
Эта ситуация стала изменятся только с исчезновением традиционного общества и с появлением надежной контрацепции. То, есть сто лет, век — в пределе — полтора.

На графике видно что происходящее в мировой демографии — не случайность, а устойчивый тренд для всех континентов. Даже Африка с ее по прежнему чудовищно высокой рождаемостью — подтягивается к общемировым “в среднем два ребенка на семью” к 2050-ому году.
Понятно что говорить о стабильной или экологической нише для чудовищного мирового населения в 7–9 миллиардов людей невозможно. Однако впервые за десять тысяч лет рост человечества тормозит.
Количество рабочих рук как таковых — уже не является каким-то важным для экономики в связи с автоматизацией. Скорее всего сельское хозяйство уже в течении нескольких десятков лет целиком станет уделом роботов (во всяком случае в развитых странах).
Именно роботизация, похоже, определит то как будет жить мир 2050+.
Обеспечение едой, водой и жильем огромных масс людей выглядит нерешаемой задачей в мире, где этих людей становится с каждым годом все больше. В случае если их количество стабилизируется (или даже начинает медленно уменьшаться) задача становится вполне технически исполнимой, хотя и, разумеется, титанической в плане требуемых ресурсов.
И вот здесь, конечно, возникает вопрос — кому это нужно и кто это оплатит? Ведь уже сейчас человечество прирастает именно за счет катастрофически бедных стран.
Кто и зачем будет снабжать их?
Продолжение следует…