Интересная ситуация — при том что избирательная компания у нас де-факто идет уже год, далеко не все кандидаты опубликовали ту программу, с которой пойдут в народ. Нынешний президент, например — не огласил, у Зеленского ее еще и вовсе нет, о чем он и заявил. Мне тут правда дали ссылку на статью Порошенко, которая своей структурой похожа на программу (https://nv.ua/opinion/derzhat-shturval-2515855.html), но все-таки официальная программа может сильно отличаться от публицистики (об этом чуть позже).
Неясным мне образом программы и предвыборные обещания у нас одновременно считаются:
- абсолютно бесполезными, потому что все равно им никто не верит, пуганные уже.
- страшно важными, потому что если глупому народу наобещать всего, он тут же поверит.
Поэтому предвыборный период в огромной степени будет посвящен (уже, собственно) — обстоятельному такому срачу, где люди переключаются между этими двумя утверждениями, обвиняя кандидатов то в популистском потакании желаниям электората, то в намерении его обмануть.
Предвыборные обещания, несмотря на все их преувеличения и явную ложь — тем не менее крайне интересны для получения информации о кандидате. Но вовсе не в плане «мы вернемся к его обещаниям через год и посмотрим что же он, гад, исполнил».
На мой взгляд обещания — это скорее материал для того, чтоб оценить адекватность персонажа и его команды, умение формулировать и выражать мысли. Ну и, разумеется — это еще и возможность задать ему и его сторонникам самый важный вопрос — «какой ценой?» (подробнее об этом — здесь).
Выбор программных лозунгов определяет какую аудиторию политик считает для себя определяющей и на каком уровне готов с ней работать. Популисты, работающие с советским электоратом, выстраивают свои обещания в манере «снизить цены к 50-ой годовщине Великого Октября». Зеленский ориентируется на украинцев, разочарованных в системных политиках и его игровое предложение составить «народную программу» как нельзя лучше характеризует именно такую аудиторию.
А теперь проделываем простое упражнение — представляем эти аудитории и решаем насколько вам комфортно проживание среди этих людей. Это должно достаточно точно определить и ваше желание голосовать за данного кандидата.
Обещания, пусть даже неисполненные — все равно есть некий контракт между выбираемым и выбирающим. Он формирует образ будущего, направление, куда движется страна. Или по крайней мере «лежит в этом направлении». Даже если Тимошенко не сократит цену на газ в два раза — избравший ее электорат будет чувствовать себя хозяином, будет определять погоду в обществе и стране. Аналогично — для всех остальных кандидатов.
Зачастую это не президент прямо изменяет страну под себя, это его электорат «берет свое» у истории.