Смотреть старые фильмы — полезно, можно оценить развитие собственного восприятия за эти десятки лет.
Несмотря на все родовые травмы «Место встречи изменить нельзя» — фильм получился очень крепкий, стоящий просмотра и обсуждения в эпоху гораздо более профессионально снимаемых телесериалов. И пересматривать его мне взрослому и гораздо больше знающему о той эпохе — интересно.
Из замечаемого сейчас, и того что я не мог уловить, глядя на фильм в 80-ых годах:
- Чудовищная, кричащая послевоенная бедность. На ней в фильме совсем не делается акцент, скорее наоборот, но она прорывается очень явственно. Жизнь Груздевых в отдельной квартире — исключение, а правило это скорее коммуналка, в которой живет главный герой, или хибарки типа той где бедствует Верка-модистка. Я как-то уже брался писать об этом, базируясь на книге Дидурова о его детстве в послевоенной Москве (раз и два).
- Цена человеческой жизни — копейка. Я не знаю, сознательно ли этого эффекта добивался режиссер или так получилось само, но гибнущие милиционеры, зарубленный сторож магазина — не останавливают повествования ни на секунду. Их буквально оттаскивают в сторону — и погнали дальше, зрительское внимание моментально переводят на более важные с точки зрения развития сюжета вещи.
- Центральное противостояние фильма, Шарапов-Жеглов. Когда я впервые видел фильм, я был, разумеется, на стороне Жеглова — его чудовищная энергетика, веселый напор перебивал инфантильного и плоского Шарапова. И даже то что невинного Груздева этот веселый энергичный капитан чуть было не отправляет на расстрел как-то скрадывалось тогда.
- Это сейчас я уже понимаю насколько страшен должен быть Жеглов в реалиях того времени. И как мало было у Груздева шансов не подписать выбитые показания и не отправиться к расстрельной стенке. И это тонко прорисовано игрой Юрского, сумевшего развернуть образ закрытого и неприятного человека в совершенно неожиданную сторону.
- И наконец, Шарапов, который привычно считается картонным персонажем, призванным внести в картину необходимую ей «партийность». Я не буду спорить с тем что в картине множество гораздо более ярко исполняемых ролей, но Шарапов очень правильным образом оттеняет Жеглова. Он демонстрирует развитие от щенячего восхищения в начале к откровенному неприятию в конце фильма.
- Энергичность, беспринципность и результативность Жеглова — она не осталась вещью в себе. Его афоризмы с удовольствием цитируют, а если посмотреть на нашу судейско-правоохранительную систему, то видно как ее функционирование близко к знаменитому «наказания без вины не бывает» (да, и я туда же, цитирую).