О, оказывается окно Овертона (так, надо завязывать с этой «о») — не просто случайно пошедшая гулять по Сети квазинаучная фигня. Там целая, без шуток, авантюрная история.
И все-таки сначала нужно рассказать что же такое окно Овертона, вдруг кто все пропустил. Если очень кратко — это теория заговора, повествующая о том что с помощью общественной дискуссии можно «заразить» общество чуждыми ему идеями. И поэтому — о некоторых вещах нельзя даже говорить.
Так вот, возвращаясь к авантюрной истории: этот самый Джозеф Овертон, которого теория — никаким ученым не был, а был региональным активистом американской республиканской партии, занимался вопросом приватизации государственных школ и никаких теорий глобальных заговоров не сочинял, а придумывал способы воздействовать на американское общественное мнение.
Он сам погиб в 2003-ем, а популяризацию теории его имени в 2010 начал Гленн Бек — консервативный американский радиокомментатор. Он прикрутил идеи Овертона о рефрейминге общественной дискуссии к конспиративной теории об антиамериканском заговоре демократов-прогрессистов. Получился художественный триллер под названием (тадам!) «Окно Овертона». Далее ту же концепцию использовал в своих веб-проповедях некий Джо Картер, еще один американский консерватор, выступающий против абортов и «гей-лобби».
Но самое интересное (во всяком случае — для меня) началось в январе 2014-го (обратите внимание на дату). В Живом Журнале появилась русскоязычная статья, являющаяся вольным переложением статьи Картера, только вместо разрушения американского общества целью была, разумеется, Россия.
Второй важный момент — кто именно вбросил идею в российскую блогосферу. Это был некий Евгений Горжалцан, активист кургиняновской «Суть времени». Организация эта так крепко повязана с российскими силовиками и идеологическими работниками, что публикацию текста мне крайне сложно рассматривать в виде случайного события.
Это выглядит как один из первых залпов идеологической обработки российского общества, гибридной войны с Западом. Аннексия Крыма и приступ ура-патриотизма был еще впереди, но информационное оружие вовсю уже пристреливалось.
Нехитрая идея о том, что есть вот такое правильное общество с традиционными отношениями, и есть заговорщики, которые хотят все испортить с помощью внедрения своих чуждых идей — упала в унавоженную крымнашем почву.
Если до 2014-го про Окно вообще никто не говорил, уже в 2017-ом в российской медиасфере на теорию сослались 1735 раз, за четыре года было написано около 300 (!) научных работ с упоминанием (это материалы из большого исследования Владимира Рувинского, к сожалению сама статья за пэйволом, но если вы захотите поискать по ее имени — найдете). В Википедии статья на русскомм о явлении помечена как «добротная» — таких крайне немного.
Даже изначальная статья из ЖЖ разлетелась чрезвычайно широко (я, например, увидел ее перепечатку на украинском сайте, связанном со сбором средств для больных детей — здесь). Что же касается ее интерпретаций и обьяснений с помощью нее происходящего — мне страшно представить сколько их за эти пять лет было сделано.
Русская интерпретация «окна Овертона», так уж вышло — совершенно неоригинальна. Нечто похожее встречалось начиная с 70-ых годов прошлого века в произведения советских писателей патриотического толка. А после крушения СССР эта было собрано в кучу и пошло гулять по инфосфере под названием «доктрины Даллеса» — якобы плана ЦРУ по развращению советского населения. А возможно предвестником «окна Овертона» стоит считать и более древние теории заговора — «протоколы сионских мудрецов и иже с ними»
Но тут меня впору спросить — ладно, все это интересно, но ведь возможность влиять на общество — не миф. Поглядеть на ту же российскую пропаганду — не проделала ли она с населением Российской Федерации ту самую штуку, о которой говорит теория Овертона?
Ответ у меня есть, но он будет уже в продолжении этой истории…